"Приколы" и "уколы" Петра Носова

На фото слева направо: П. Носов, Н. Свищов-Паоло, П. Оцуп Для тех, кто побывал на выставке фотографий Петра Носова в московском «Фотоцентре», как, впрочем, и для всех шестидесятников — соратников корреспондента Фотохроники ТАСС, представленные на стендах снимки помогли окунуться в прошлое. Да, именно он, фотограф-журналист, сумел увидеть в жизни тех лет не только тассовский официоз, но и ситуации, вызывающие улыбку, искреннее, доброжелательное отношение к окружающим его людям.

Искренность и доброжелательность были, что, пожалуй, закономерно, унаследованы им от отца — известного писателя Николая Носова, произведениями которого в те годы зачитывались буквально все. Кстати, эти же качества унаследовал от отца и деда Игорь Носов, фотограф и писатель, плодотворно работающий в наши дни. Именно ему принадлежат воспоминания об отце, которые наполнены не только сыновнем, но и профессиональным отношением к тому, что создал отец в годы творческой деятельности. «Зениты» С, «Экзакта», «Никон» Ф, «Никон» ФН-2. Объективы 35 мм, 200 мм, МТО-500 мм... Таково было начало нашей беседы, и это закономерно в устах того, кто учился фотографии у своего отца.

Петр Носов снимал, что называется, «сходу». Порой держась одной рукой за руль автомашины, а другой нажимая на спуск. Отбор кадров обязательно со всей пленки с лупой и под объективом увеличителя. Кадрировка — нулевая. Отпечатки для выставочных экспозиций комментировал детально, отмечая не только достоинства, но и недостатки... Зритель неподкупен, утверждал Петр Носов, но он важен как зритель!

Любитель бронзы (Савелий Крамаров) 1974

«Фотографическое окружение»? Даже самый краткий перечень фамилий шестидесятников дает полное представление о том, каков был творческий настрой его соратников: Бойко Азаров, Борис Покровский, Евгений Кассин, Николай Рахманов, Валерий Генде-Роте, Владимир Мусаэльян... Но этот список был бы далеко не полным, если не напомнить о тех, у кого все они учились: Николай Свищев-Паоло, Петр Оцуп, Аркадий Шайхет, Дитрий Бальтерманц, Всеволод Тарасевич...

Петр Носов одних боготворил, с другими спорил, с некоторыми соперничал, но при всем том оставался самим собой и готов был всеми силами отстаивать собственное фотографическое кредо. Каким же оно было? Сформулировать его достаточно трудно. Но о самом главном — о его истоках — стоит сказать. Дело в том, что Петр Носов, прежде чем профессионально заняться фотографией, окончил биологический факультет педагогического института. Освоил охотоведение, орнитологию, увлекся жизнью птиц и животных. Причем настолько, что его отец посоветовал сыну: «Зачем тебе их рисовать, когда есть фотокамера». Тогда-то и появились на пленке зяблики и жаворонки, поющие соловьи — те самые, которых мало кто видел, но почти все слышали. В «Советском фото» тех лет появилась авторская фотоновелла: «Как я снимал птиц». Но то была уже не научная фиксация птичьей жизни, а ее художественное осмысление, «птичьи портреты». Съемки пейзажей, фотоновеллы на эту тему стали появляться на страницах журналов «Советский Союз», «Смена» и других престижных иллюстрированных изданий. Случилось то, что до него испытал его отец, владевший фотокамерой и пришедший в литературу из вгиковской киностудии. Биолог Петр стал фоторепортером, причем зачастую его репортерские фотокадры публиковались с интересным текстовым сопровождением.

Евгений Евтушенко

На стендах всесоюзных выставок шестидесятых годов снимки Петра Носова стали занимать заметное место, а со временем появились и на стендах зарубежных выставок, куда их адресовал Союз советских обществ дружбы с народами зарубежных стран.

Не все складывалось благополучно в жизни фотографа. Достаточно напомнить, что волею случая во время грозы в лесу он получил ранение глаза, что, естественно, усложнило дальнейшую репортерскую судьбу, но отнюдь, к счастью, не помешало выйти на высокий профессиональный уровень.

О школе фоторепортажа в Фотохронике ТАСС немало написано в воспоминаниях ее сотрудников. То была отличная школа, которую создали Кузовкин, Портер и другие руководители Фотохроники, но главным образом те тассовцы, кто прошел с камерой в руках предвоенные годы и годы Великой Отечественной войны. Именно в этой школе Петр Носов овладел мастерством репортера, научившегося не только фиксировать событие, явление, факт, но в долю секунды рождать снимок, отмеченный и информационными, и художественными достоинствами. В этом было легко убедиться посетителям фотовыставки в Фотоцентре и тем, кто внимательно просмотрел выставочный каталог. Снимки убедительно это подтверждают и в то же время рисуют широкий диапазон репортерского взгляда фотографа. Этот взгляд обращен к самым разным жизненным ситуациям, возникающим на городских улицах, в цирках и музеях, на пляжах и в больницах, в учебных заведениях и на спортивных площадках. Сюжеты объединяет доброжелательный взгляд автора и во многих случаях неиссякаемое чувство юмора. Видимо, именно это помогло работам П. Носова быть удостоенными высших наград на «World Press Photo» в Амстердаме и «Interpressphoto» в Гаване.

И в заключение следует сказать о том, как бережно хранит наследие Петра Носова его сын Игорь Носов, повторивший биографии своего отца и деда. Он профессионально владеет фотокамерой и в то же время добился отличных

результатов в литературном творчестве. Ему и одной из лучших фотопечатников Нине Владимировне Микешеной почитатели талантливого фоторепортера, ушедшего из жизни три года назад, благодарны за то, что они бережно хранят творческое наследие Петра Николаевича Носова и дают возможность ценителям фототворчества им насладиться.

Доктор, а я жить-то буду?
Конец 1970-х
Укол
1978

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Тренды в бытовой технике для сентябрьской выставки IFA 2018 в Берлине
10 мая 2018
Новости

Тренды в бытовой технике для сентябрьской выставки IFA 2018 в Берлине

В конце апреля в Риме прошла ежегодная международная пресс-конференция IFA-2018. Большинство компаний-производителей и продавцов техники предпочли держать в секрете новинки до их официальных анонсов на выставке, но ее руководство поделилось своими прогнозами относительно развития этого крупнейшего в Европе и одного из самых влиятельных в мире мероприятий в сфере потребительской электроники и бытовой техники

Фотограф Айвар Акис
17 ноября 2003
Обзоры

Фотограф Айвар Акис

Г. Бинде. Портрет А. Акиса. 1980 г. Из фотографий, сделанных советскими фотографами, работы «прибалтийских» мастеров всегда выделялись. Городские и сельские праздники, пейзажи родного края, люди выходили на черно-белых фотографиях как-то по особенному. Съемки проводились часто широкоугольной оптикой, которая придавала изображению дополнительную «прибалтийскую» художественность.

Высокие технологии в ващем доме
31 декабря 2003
Новости

Высокие технологии в ващем доме

ОАО Дальневосточный радиоэлектронный завод «АВЕСТ» постоянно заботится о потребителях, предлагая все более качественную и современную продукцию по доступным ценам. Исключительное качество изображения и звука, удобство и надежность в эксплуатации продукции «АВЕСТ» обеспечиваются применением технологических решений, основанных на новейших отечественных и зарубежных разработках.

TEAC. Юбилейные новинки
31 декабря 2003
Новости

TEAC. Юбилейные новинки

DVD-проигрыватели ТЕАС Линейка проигрывателей DVD ТЕАС имеет несколько новых моделей, каждая из которых по-своему интересна. Объединяет их высокое качество воспроизведения, а также превосходная конструкция. Компания ТЕАС сама занимается разработкой и производством CD и DVD транспортов, которые известны своей надежностью и корректной работой.

Обзор цифровых зеркальных фотокамер Nikon D800 / D800e
10 октября 2012
Обзоры

Обзор цифровых зеркальных фотокамер Nikon D800 / D800e

Две модели камеры различаются тем, что в камере D800e на матрицу вместо обычного спектрального установлен низкочастотный оптический фильтр, в котором полностью устранены сглаживающие свойства. За счет этого достигается максимальная резкость изображения, и лучше передаются градации в монохромном изображении. В остальном камеры идентичны.

Canon получает четыре престижные награды EISA 2018
16 августа 2018
Новости

Canon получает четыре престижные награды EISA 2018

Четыре престижные награды Европейской ассоциации журналов по аудио- и видеотехнике (EISA), которыми отмечена продукция Canon, наглядно подтверждают неоспоримые достоинства камер, объективов и аксессуаров компании. Камера EOS 6D Mark II — победитель в номинации «Лучшая цифровая зеркальная камера в 2018–2019 гг. по версии EISA». Камера EOS M50 — «Самая выгодная покупка среди камер в 2018–2019 гг. по версии EISA». Объектив EF 85mm f/1.4L IS USM — «Лучший объектив с фиксированным фокусным расстоянием для цифровых зеркальных камер в 2018–2019 гг. по версии EISA». Вспышка Speedlite 470EX-AI — награда в номинации «Инновация в фототехнике 2018–2019 гг. по версии EISA»

Samsung Electronics представит новый формат субтитров на выставках IFA и IBC
3 сентября 2015
Новости

Samsung Electronics представит новый формат субтитров на выставках IFA и IBC

Москва, 3 сентября 2015 — Samsung Electronics впервые продемонстрирует новый формат субтитров HbbTV 2.0, который откроет доступ к прямым трансляциям и контенту по запросу для глухих и слабослышащих. Технология будет представлена на выставке IFA 2015 в Берлине, Германия, в рамках пилотного А-проекта Hbb4All, реализуемого в сотрудничестве с IRT и RBB, которые стремятся предоставлять широкий ассортимент услуг.

Чужая свадьба
23 марта 2007
Обзоры

Чужая свадьба

Фото 1 Что такое свадебная фотография? Ремесло, то есть средство зарабатывания денег, или творческий процесс, в котором профессионализм по-прежнему необходим, но и отвлеченный взгляд художника не менее важен? А если не отделять одно от другого, то как эти составляющие взаимодействуют? Существуют разные подходы к свадебной фотографии.

Календари Пирелли
27 июня 2005
Обзоры

Календари Пирелли

Норман Паркинсон Ноябрь, 1985 Итальянская фирма Pirelli — производитель автомобильных шин. Она единственная, пожалуй, так хорошо известна фотографам и ценителям высокого искусства по всему миру: раз в год Pirelli устраивает очередную презентацию своего легендарного календаря. Все календари Pirelli уникальны: с момента появления в 1964 году их материалы каждый год перепечатывает вся мировая пресса.

Тест проигрывателя Denon DCD-2010AE и интегрированного усилителя PMA-2010AE
28 ноября 2012
Тесты

Тест проигрывателя Denon DCD-2010AE и интегрированного усилителя PMA-2010AE

Проигрыватель Denon DCD-2010AE и интегрированный усилитель PMA-2010AE – отменно оснащенные, добротно сделанные компоненты, которые заслуживают уважение уже только за свой внешний вид. Но они к тому же отлично звучат: ровно, аккуратно и музыкально, делая серьезную заявку на лидерство в своем классе.