Ноги, крылья... Главное - ласты!

5 ноября 2004

Перед вами, уважаемые читатели, уникальный материал. Это объективный сравнительный тест ласт для подводного плавания, проведенный по специально разработанной методике двумя журналами: «Потребитель. Все для спорта и отдыха» и «Нептун XXI век».

ПОДВОДНАЯ ОБУВЬ

Для человека под водой ласты — это прежде всего свобода передвижения, маневренность и скорость. Дайвер без ласт — то же самое, что птица без крыльев. И так же, как крыльев, в природе бывает великое множество, существует большое разнообразие ласт для дайвинга. Разница только в том, что природа дала каждой птице именно те крылья, которые лучше всего ей подходят, тогда как человек, мечтающий о подводном «полете», должен сам выбирать себе ласты, а человеку, как известно, свойственно ошибаться.

Каждая фирма, выпускающая оборудование для подводного плавания, из года в год неизменно утверждает, что именно ее ласты самые лучшие. В доказательство производители приводят мнения спортсменов, дайверов, боевых пловцов, инженеров NASA и других экспертов в различных областях. Почти все эти высказывания субъективны, так как отражают личные мнения.

Мы проверили эти высказывания на практике, причем с помощью объективного контроля. Показания приборов безразличны к тому, что написано на ластах и в рекламных проспектах.

УЧАСТНИКИ ТЕСТА

В тесте принимали участие образцы ласт следующих марок и моделей: Aqualung Blades 2 (предоставлены компанией «Тетис»), Beuchat Activa Power System (предоставлены компанией «Акватекс»), Beuchat X-jet (предоставлены компанией «Акватекс»), Cressi-sub Rondine A (предоставлены компанией «Три измерения»), Mares Avanti Quatro (предоставлены компанией «Три измерения»), Poseidon Forza Fin (предоставлены компанией «Акватекс»), Scubapro Razor (предоставлены компанией «Юнион спорт»), Scubapro Twin Speed (предоставлены компанией «Юнион спорт»), Technisub Idea3 (предоставлены компанией «Тетис»), Tusa Xpert Zoom (предоставлены компанией «Тетис»). К сожалению, мы не смогли протестировать очень интересные модели марки Force Fins. Назначение всех ласт — рекреационные погружения.


Классическая техника плавания почти с прямыми ногами

Все тестируемые ласты (кроме Technisub Idea3) были с открытой пяткой. Для их тестирования использовались 7-мм неопреновые ботинки Waterproof Zor boots. Для всех ласт использовалась классическая техника плавания (движение почти прямых ног «от бедра»). Для разрезных ласт Scubapro Twin Speed и Tusa Xpert Zoom измерения крейсерской скорости проводились два раза: при классической технике плавания и технике, рекомендованной производителями для ласт такого типа: частые взмахи со значительным сгибанием ног в коленях.

ЦЕЛЬ ТЕСТИРОВАНИЯ

В нашем тестировании мы задались целью проверить на практике все те заявления компаний-производителей ласт, которыми они расхваливают свою продукцию в рекламных проспектах. Ведь технологий так много, что несложно потеряться среди всех этих «патентованных дизайнов», «туннельных эффектов», «ламинаризирующих окон», «переменных жесткостей», «ребер жесткости» и «направляющих каналов». На самом деле, вот на какие показатели покупателю ласт необходимо обратить внимание.

Техника плавания рекомендованная для разрезных ласт -
широкие взмахи со сгибанием ног в коленях

1. Энергетическая эффективность ласт — важнейший показатель. Он показывает, сколько усилий вы затратите для поддержания средней скорости плавания в этих ластах.

2. Средняя скорость (и возможность ее поддержания в течение длительного времени). Это, на наш взгляд, второй важнейший показатель. Именно он будет иметь значение, когда вам в течение получаса придется преодолевать течение.

3. Максимальная развиваемая скорость (за короткое время). Эта характеристика важна скорее теоретически. Хотя в некоторых случаях этот показатель может стать самым важным...

4. Дизайн и цветовое исполнение. Хотя эти характеристики не влияют на скорость, всем нам приятно красиво выглядеть. А для прекрасной половины дайверов эти соображения чрезвычайно важны. Кроме того, яркий цвет поможет не потерять напарника в мутной воде или быстро найти слетевший ласт.

5. Эргономика и конструкция пряжки. Этот показатель поможет вам понять, насколько просто будет надевать и снимать ласты, в том числе и в воде, или, например, в толстых неопреновых перчатках. К тому же многие ласты сделаны таким образом, что при отстегнутом ремешке ответная часть пряжки может отсоединиться от галоши и утонуть. Поэтому конструкция пряжки рассматривается не только с точки зрения надежности крепления в застегнутом, но и в расстегнутом состоянии. Типичная конструкция здесь — быстроразъемная «рогатая» пряжка, т.н. «фастэкс» (fastex), широко применяемая в спортивном снаряжении. Неплохо также узнать о наличии в продаже запасных пряжек.

МЕТОДИКА ИЗМЕРЕНИЙ

Для измерения вышеуказанных характеристик ласт руководитель комплексной научной группы (КНГ) сборной Москвы по плаванию Александр Кочергин и специалист по биомеханике, доктор биологических наук Борис Дышко специально для нас разработали методику измерения и оценки ласт, а инженер КНГ Андрей Юдилевич сконструировал измерительную аппаратуру. В качестве испытателя выступил профессиональный спортсмен, действующий мастер спорта, член сборной Москвы по плаванию Дмитрий Боляков. До того, как стать членом московской сборной по плаванию, Дмитрий несколько лет профессионально занимался скоростным подводным плаванием в ластах.

Состав измерительного комплекса:

1. Система подводной видеосъемки для контроля техники плавания.

2. Цифровая видеокамера (работающая как записывающее устройство).

3. Пояс пловца с автономным ультразвуковым излучателем.

4. Гидрофон.

5. Аналогово-цифровой преобразователь (АЦП).

6. ПК.

Принцип измерения скорости состоял в том, что гидрофон, установленный на бортике бассейна, принимал сигнал от ультразвукового передатчика на поясе пловца. Скорость рассчитывалась исходя из смещения частоты за счет эффекта Доплера, оцифровывалась и с частотой 50 отсчетов в секунду записывалась в файл данных на ПК. Система подводной видеосъемки фиксировала технику движений спортсмена (это особенно важно для контроля тестирования «раздвоенных» ласт, где требуется специальная техника плавания).

Максимальная скорость измерялась на отрезке в 15 м, при этом ставилась задача получить только самое высокое значение. Средняя (крейсерская) скорость измерялась на отрезке в 25 м при плавании спортсмена с постоянным пульсом (около 140 ударов в минуту).

После измерения крейсерской скорости мы строили график т.н. внутрицикловых колебаний скорости (ВЦКС). Дело в том, что при плавании в ластах скорость не постоянна, а колеблется. Это происходит по той причине, что ласты в своей «активной фазе» разгоняют спортсмена, а в «пассивной фазе» — тормозят. По максимумам и минимумам графика ВЦКС мы вычисляли и рисовали верхнюю (максимальная скорость в крейсерском режиме) и нижнюю (минимальная скорость в крейсерском режиме) огибающие. Средняя между ними — это и есть средняя крейсерская скорость.

Для оценки энергетических характеристик ласт мы воспользовались понятием добротности колебательной системы. Эта характеристика показывает энергетические потери в системе и равна отношению максимальной энергии колебания к энергии, рассеиваемой за время одного колебания. Чем больше добротность, тем меньше энергии приходится затрачивать на каждый гребок для поддержания средней скорости (то есть ласты меньше тормозят пловца). Чем меньше значение добротности, тем больше энергии уходит на поддержание средней скорости плавания в ластах.

Кдобр = Vmax2/(Vmax2 — Vmin2)

Силу тяги в воде мы измеряли с помощью следующей аппаратуры:

1. Тензометрический датчик.

2. Пояс пловца с резиновым амортизатором длиной 3 м.

3. ПК.

Задачей пловца в этом случае было растянуть резиновый амортизатор, подсоединенный к тензометрическому датчику, и в течение 10 секунд удерживать максимально возможную силу тяги. Показания тензометрического датчика оцифровывались и записывались в файл на ПК.

При измерении силы тяги брался как максимальный, так и средний результат. Показатель средней силы тяги указывает на то, какой груз, например, можно поднять со дна «на ластах». Большая сила тяги также дает возможность быстро разгоняться и маневрировать.

Кроме того, мы измеряли их длину (от пятки ботинка до конца лопасти) и ширину (в самом широком месте лопасти) — это может быть важно при плавании в ограниченном пространстве. Однако обратите внимание, что длину и ширину мы приводим для тестируемых нами образцов размера 44, у модели другого размера габариты могут отличаться.

УСЛОВИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ

Все ласты, которые мы тестировали, предназначены для рекреационных погружений. Это означает, что большую часть времени владельцы таких ласт плавают с очень небольшой скоростью, прикладывая минимальные усилия. Мы же решили протестировать ласты в довольно жестких условиях — это высокие скорости и довольно высокая нагрузка с участием профессионального спортсмена. Почему мы выбрали жесткие условия? В первую очередь по той причине, что при высоких скоростях отличия между моделями проявляются наиболее явно. При меньших скоростях и меньших нагрузках энергетическая эффективность (добротность) у всех ласт будет выше (за счет меньшей турбулентности и меньших потерь). Поэтому результаты нашего теста нужно рассматривать с оговорками: это верхние границы скоростей и тяги и нижняя граница энергетической эффективности (то есть фактически самое низкое значение добротности).

Кроме того, мы проводили наши измерения с помощью профессионального спортсмена, который плыл под водой на задержке дыхания без гидрокостюма и акваланга. Поэтому значения скорости, приведенные здесь, не имеют абсолютного смысла для дайверов — при спокойном погружении с аквалангом они будут значительно ниже. Но для сравнения ласт между собой эти цифры вполне подходят.

СУБЪЕКТИВНЫЕ СООБРАЖЕНИЯ

Чтобы дополнить объективное тестирование, сразу после заплыва мы опрашивали нашего испытателя о субъективных характеристиках ласт.

КАК ЧИТАТЬ ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Вкратце объясним, что означают эти цифры. На диаграммах вы видите данные из таблицы. На первой диаграмме изображены два параметра. Первый столбик (синий) показывает максимальную (пиковую) мгновенную скорость, которую можно развить в данных ластах. Этот показатель имеет очень ограниченное применение — эти модели не предназначены для скоростного плавания. Второй столбик (красный) показывает среднюю крейсерскую скорость, которую можно поддерживать длительное время. Это очень важный параметр. Чем выше обе эти скорости, тем лучше ласты.

На второй диаграмме показаны максимально достижимая мгновенная и средняя сила тяги ласт. Чем выше эти показатели, тем более «тяговиты» ласты. Средняя сила тяги имеет, на наш взгляд, большее практическое значение.

На третьей диаграмме показан коэффициент добротности, введенный нами для общей оценки ласт. Он представляет оценку нижней границы энергетической эффективности ласт. Чем он выше, тем легче плыть в данных ластах. Еще раз обратите внимание на то, что мы тестировали ласты в очень жестких условиях, на границе их применимости.



5 ноября 2004

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Поколесим?
24 марта 2004
Обзоры

Поколесим?

Слалом на роликах в России пока явление редкое: нет у нас регулярных соревнований, организовывают их хаотично, опытных тренеров раз два и обчелся... Зато в Европе это уже давным-давно привычный вид спорта. Там масса специализированных клубов, есть федерация роллерспорта, регулярно проходят соревнования, как международного, так и «внутреннего» масштаба.

Быстрее, выше, сильнее
24 марта 2004
Обзоры

Быстрее, выше, сильнее

ДМИТРИЙ БЫЧКОВ Призер Чемпионата мира по скалолазанию в 1996 году, обладатель Кубка мира по ледолазанию в 2002 году и чемпион мира в 2003 году по ледолазанию. Заметная фигура в скалолазании. Причем не только у нас, но и за рубежом, несмотря на свой молодой возраст. Дмитрий родился 1978 году в Москве.

Не храните коньки на полке, или практические советы новичкам
24 марта 2004
Советы

Не храните коньки на полке, или практические советы новичкам

Как выбрать свои самые первые ролики? Покупать ли полный комплект защиты или сэкономить? Где лучше всего кататься? С этими вопросами мы обратились к Кириллу Рязанцеву, в роллерских кругах известному более как «ReKiL». Этот человек — профи в своем деле, к тому же опытный тренер, который уже несколько лет посвящает в эту «науку» все новых и новых людей.

Небесные шалости
24 марта 2004
Советы

Небесные шалости

С момента своего возникновения парашютный спорт не перестает развиваться. Появляются новые дисциплины, изначально которые были «баловством» мастеров. Со временем у этих «небесных шалостей» появляются свои законы и правила — они становятся самостоятельными дисциплинами, а то и видами спорта. Но есть и классика парашютизма — прыжки на точность приземления и групповая акробатика.

Выезжаем на дорогу
28 апреля 2005
Советы

Выезжаем на дорогу

Иметь хороший велосипед сегодня — это и современно, и престижно, и полезно. Сейчас в нашей стране наибольшей популярностью пользуется в основном горный велосипед, или «маунтин байк» (сокращенно — MTB от английского Mountain Terrain Bike). Итак, MTB — это велосипед, позволяющий вам заметно облегчить езду по грязи, песку, снегу и прочему бездорожью и в то же время спокойно держать скорость по ровной дороге около 20-25 км/ч (на таком велосипеде вполне возможны и скоростные гонки на скорости от 30 км/ч).

Игры аристократов
28 апреля 2005
Советы

Игры аристократов

А в XIX веке настольный теннис был модной салонной игрой. Холодные английские женщины облачались в длинные роскошные платья, галантные мужчины надевали смокинги, и цвет британской аристократии развлекался игрой в настольный теннис мячами из нитей и перьев или пробками от винных бутылок... ИЗ ИСТОРИИ Сейчас никто не может сказать, кто, когда и где первым начал играть в настольный теннис.

Ноги, крылья... Главное - ласты!
5 ноября 2004
Обзоры

Ноги, крылья... Главное - ласты!

Перед вами, уважаемые читатели, уникальный материал. Это объективный сравнительный тест ласт для подводного плавания, проведенный по специально разработанной методике двумя журналами: «Потребитель. Все для спорта и отдыха» и «Нептун XXI век». ПОДВОДНАЯ ОБУВЬ Для человека под водой ласты — это прежде всего свобода передвижения, маневренность и скорость.

Сервис сделал - ныряй смело
5 ноября 2004
Советы

Сервис сделал - ныряй смело

Армия дайверов с каждым годом в нашей стране становится все больше и больше. Также растет количество вопросов, связанных с дайверским снаряжением, особенно — его обслуживанием. Об этом всем мы расспросили технического специалиста, старшего инструктора-испытателя водолазного снаряжения ВМФ России, инструктора PADI, CMAS Алексея Ястребова.

NAVIGATOR указывает путь
24 марта 2004
Советы

NAVIGATOR указывает путь

Группа Компаний «Battery Team», основанная в 1993 году, к настоящему времени стала одним из ведущих дистрибьюторов элементов питания, фонарей, электроламп и светильников известных мировых брендов на российском рынке. В настоящее время Battery Team начала собственную производственную программу под торговой маркой Navigator – и первыми в ней стали фонари, изготовленные на хорошо оснащенных заводах в разных странах с учетом требований российского рынка.

Подмосковный марш-бросок
24 марта 2004
Обзоры

Подмосковный марш-бросок

В ноябре 2003 года мне довелось принять участие в интересном соревновании по спортивному ориентированию под названием Московский марш-бросок, точнее ММБ2003-LITE. Почему «LITE»? Потому что весенний марш-бросок проводится по полной программе: дистанция вдвое больше, и идется она в два этапа, с промежуточной ночевкой.