Доспехи водника

28 апреля 2005

Собираясь в водный поход, необходимо позаботиться о снаряжении. Это спасательный жилет, гидрокостюм и каска. В зависимости от местности и времени года необходимый набор будет различаться. Например, на тихой равнинной речке вполне можно обойтись без каски, а если стоит июль месяц, то и без «гидры» и даже без «спасжилета». Но весной на той же речке без них нельзя, даже если вы морж и разрядник по плаванию. Да и каска лишней не будет.

ШЛЕМ РЫЦАРЯ БЕЛОЙ ВОДЫ

Если предстоит сплав по бурной воде или ожидаются единичные пороги, то каска необходима. В случае киля можно так удариться головой об камень, что сотрясение мозга и временная потеря сознания обеспечены. А человек, в воде потерявший сознание, если его не вытащат за одну — две минуты, обречен. На весеннем сплаве по завалистой речке каска тоже полезна — не всегда удается увернуться от нависающих деревьев.

Сплавная каска должна амортизировать сильный удар головой о скалу. Этот случай характеризуется большой массой соударяемых тел, но малой скоростью. Для этого каска должна иметь очень толстую энергопоглощающую подкладку, распределяющую давление на всю площадь головы. Но может иметь более тонкую «скорлупу», чем альпинистская или строительная, которые рассчитаны на падение относительно небольших (большие расплющат человека вместе с каской) камней с большой высоты.

Сплавная каска обязательно защищает от боковых ударов и ударов в затылок. Поэтому строительные и шахтерские каски, которые такой защиты не обеспечивают, использовать на сплаве нельзя. Мотоциклетные шлемы вроде бы соответствуют по форме, но они очень тяжелые и часто имеют подкладку, которая боится воды. А вот хоккейные шлемы почти идеально удовлетворяют этим требованиям, поэтому раньше, до появления специализированных сплавных касок, водники использовали именно их. Да и сейчас продолжают их применять, так как хоккейные шлемы заметно дешевле фирменных сплавных касок.

Каска должна плотно, не болтаясь и не съезжая на глаза, сидеть на голове. Правильно подобранная и отрегулированная каска держится даже с расстегнутым ремешком (но это не значит, что ремешок можно не застегивать!). Кроме регулирования амортизаторов и ремешков важен размер самой каски — она не должна быть слишком большой. Бывают каски цельные, их выпускают нескольких размеров, и регулируемые по размеру, они состоят из двух частей, соединяемых болтами. Составные каски удобнее, но цельные намного прочнее.

HIKO LAGUNA SHORT CAP

Каска

СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Чехия.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ: легкий, но очень прочный шлем изготовлен из карбон-кевлара. В целях облегчения производителям пришлось отказаться от защиты ушей, поэтому каска не подходит для прохождения порогов высокой сложности. Есть немного более тяжелая версия с «ушами», которая обеспечивает полноценную защиту от бокового удара. Она подходит для всех видов водной активности. Каска цельная, нерегулируемая. Ее надо подбирать по размеру (S, M, L, XL).

ЦЕНА: 2700 руб.

HIKO WILD WATER

Каска

СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Чехия.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ: прочная и довольно легкая каска. Основная часть каски цельная, только «уши» изготовлены отдельно и прикреплены тремя заклепками каждое. Есть облегченная версия без ушей, но она популярностью не пользуется. Основная же версия каски (с ушами) обеспечивает хорошую защиту от боковых ударов и ударов в затылок. На сегодняшний день считается одной из лучших сплавных касок и при том относительно недорогая.

ЦЕНА: 2100 руб.

JOFA 390 SR

Каска

СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Швеция.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ: легкая и прочная хоккейная каска известной шведской фирмы Jofa. Обеспечивает хорошую защиту от боковых ударов и ударов в затылок. Имеется защита подбородка. Возможна установка штатной хоккейной защиты лица в виде крупноячеистой металлической сетки. Каска регулируемая составная.

Подходит для сплава любой категории сложности и при этом заметно дешевле специализированных касок для white-water.

ЦЕНА: 1350 руб.

СПАСЖИЛЕТ — ЛУЧШЕ ДЛЯ ТУРИСТА НЕТ!

Спасательный жилет — вещь обязательная. Безопасности, как говорится, много не бывает. Даже если вы КМС по плаванью, все равно, если вы оказались в бурной и холодной воде, поверьте на слово, вам потребуется спасательный жилет.

Спасжилеты различаются по двум категориям: емкости и суммарному объему. Плюс мелочи типа наличие или отсутствие пахового ремня, держателя для стропореза и т.д.

Емкости бывают надувные либо пенные. Пенные в принципе лучше — они не сдуваются неожиданно, лучше защищают от ударов, и сам жилет обычно лучше сидит. Но они тяжелее, занимают больше места в рюкзаке и не позволяют быстро уменьшить объем в случае чего.

По объему спасжилеты варьируются от 7 литров до 25. Пенковый семилитровик часто используется яхтсменами, которые его справедливо называют «паникеркой» (чтобы, упав в воду, человек не сразу пошел ко дну, а успел очухаться и начать бороться за жизнь). В бурной воде от нее толку мало, поэтому если речка, по которой вы будете сплавляться, имеет хоть какую-нибудь категорию сложности, берите не менее 10-15 литров. Важно учитывать и вес человека. Чем он больше, тем большего объема нужен спасжилет.

Теперь о конструкции: емкости бывают грудные и спинные. Грудные важнее — именно они повернут упавшего в воду лицом вверх, даже если он без сознания. Хорошо, если у спасжилета есть надувной воротник или высоко сидящая спинная емкость — голова будет поддерживаться над водой.

Спасжилет должен плотно сидеть. Прочные стропы и пряжки (каждая должна выдерживать как минимум двойной вес человека), паховые ремни, которые не позволят провалиться внутрь спасжилета, крепление для стропореза. Если человек влетел в завал или навалился на кусты, и спасжилет зацепился за что-нибудь, стропорез поможет быстро избавиться от запутавшейся веревки или стропочки или самого спасжилета в воде. Так что на спасжилете лишних «фенечек» и болтающихся стропочек быть не должно.

Но главное, чтобы спасжилет не сковывал движения и был удобен. Большие объемы спасжилета могут помешать эффективно грести (существенно для каяков и байдарок), что может привести к экстремальной ситуации. Поэтому в выборе литража спасжилета надо знать меру.

Спасжилеты бывают заграничного производства, фирмы Hiko или Prijon, например. Бывают и отечественные, например фирмы «Тритон» или мастерской «Красное солнышко». Ассортимент велик, так что выбирайте.

КРАСНОЕ СОЛНЫШКО ПОСЕЙДОН

Спасжилет надувной

ОБЪЕМ: 24 л.

МАССА: 900 г.

СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Россия.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ: удобный и надежный спасжилет с объемом надувных емкостей 24 литра, что позволяет его рекомендовать для походов на катамаранах по рекам средней и высокой категории сложности. Спасжилет имеет четыре независимые надувные емкости из БЦЦ: две на груди и две на спине, карман для стропореза и систему регулирующих ремней, обеспечивающих точную подгонку. При применении жилета на байдарке или каяке нижнюю заднюю емкость непотопляемости рекомендуется полностью не надувать, так как иначе она мешает прислоняться к спинке. Спасжилет выполнен из надежных синтетических тканей, сшит прочными лавсановыми нитками, имеет яркую контрастную расцветку и нарядный внешний вид. В сложенном виде спасжилет займет в десять раз меньше места в вашем рюкзаке, чем пенный жилет, что очень удобно при длительных пеших походах к началу сплава, а в надутом виде обеспечит объем в три — пять раз больше.

ЦЕНА: 1500 руб.

ГИДРОКОСТЮМ — ВТОРАЯ КОЖА ВОДНИКА

Что же такое гидрокостюм (или просто гидра), и для чего он нужен? Считается, что человек в среднем способен провести около 15-20 минут в холодной воде (4-5 градусов). Если вода не стоячая, а несется с бешеной скоростью, то ситуация усугубляется. Случалось, что человека спасали и после часа пребывания в холодной воде без защиты, но на себе такое лучше не испытывать. Итак, гидрокостюм предназначен для того, чтобы спасти человека от переохлаждения в воде. Сплавщика на протяжении недели может просто полоскать обыкновенным дождиком при температуре чуть выше нуля, а возможно, он окажется в ледяных лапах сплавной речки или, например, посередь здоровенного озера верхом на полузатопленной байдарке. Тогда гидра спасет ему жизнь.

Гидрокостюм — изобретение людей каменного века. Эскимосы из китовых желчных пузырей или тюленьих шкур шили себе условно герметичные костюмы. Аналогичная идея заложена в конструкцию так называемой сухой гидры — это костюм, склеенный из резины или прорезиненной ткани, с герметичными манжетами на руках и шее (некоторые сухие гидры снабжаются герметичным капюшоном, как в костюме подводников). Как правило, сухая гидра состоит из штанов, куртки и пояса, обеспечивающего герметичное соединения верха и низа гидрокостюма. Куртку и штаны можно использовать отдельно. Такой гидрокостюм изолирует внутренний сухой мир человека от внешнего мокрого. Преимущество сухого гидрокостюма становится неоспоримо, когда в походе не только вода в речке холодная, но и температура воздуха порядка плюс десяти и ниже, да еще и ветер с дождем. В своем сухом и теплом мире внутри сухого гидрика вы можете надеть хоть две поларки и не знать горя. Только не забудьте надеть сверху на гидрик защиту — прорыв гидрокостюма разом разрушит идиллию вашего внутреннего сухого и теплого мира.

Долгие годы сухие гидрики верой и правдой служили на славу советскому водному туризму. Однако время новых технологий не прошло мимо темы создания и модернизации гидрокостюмов. Несмотря на то что сухие гидрики имеют свои плюсы, также имеются и минусы. За сухим гидриком надо следить, чтобы не дай бог его не порвать, не протереть, не проколоть. В теплую погоду в нем жарко, и внутренняя одежда просто вымокает от пота. Из-за этой особенности туристы метко прозвали сухие гидрики «аппаратами для похудания». Опираясь на эти минусы, было предложено кардинально изменить саму концепцию гидрокостюма — костюм должен не изолировать тело от контакта с водой, а препятствовать отводу при таком контакте тепла от тела. Но как этого добиться? На выручку пришел новый материал — неопрен. По сути — это просто вспененная резина (плотная резиновая губка), положенная на тканую основу. Из такого материала шьют костюм строго в обтяжку по телу. Неопреновый гидрокостюм не изолирует тело от внешней воды, просто пока вода успеет пройти сквозь поры неопрена, она нагревается и вы даже почти не почувствуете ее. Неопреновые гидрокостюмы открыли целую эпоху в водном снаряжении. Оказалось, что можно вполне комфортно существовать в весьма экстремальных условиях. Это привело к тому, что именно мокрые гидрокостюмы из неопрена и его аналогов завоевывают все большую долю рынка современного снаряжения для водного туризма. Однако и неопреновые гидрики имеют свои минусы: термоизоляция гидрика зависит от толщины неопрена (чем толще, тем теплее), поэтому он может оказаться как слишком, так и недостаточно теплым. На ветру мокрый гидрик интенсивно испаряет воду и сильно охлаждается, в этом случае необходимо поверх него одевать драйтоп — ветро- и водонепроницаемый анорак, нечто среднее между верхом от сухого гидрика и штормовкой. Совсем будет неприятно, если утром температура упадет ниже нуля (на майские праздники или в горах такое бывает нередко), и ваш неопреновый гидрик, набравший воды после вчерашнего перехода, смерзнется в подобие средневековых лат.

Кроме того, в отличие от сухого гидрика, неопреновый гидрик непосредственно контактирует с кожей, и поэтому, если вам вдруг придется в нем много и разнообразно двигаться, неопреновый гидрик запросто может начать натирать, главным образом по швам, особенно если он вам маловат или велик. Кстати, мокрый гидрик важно подобрать по росту — если он хоть чуть-чуть велик и не плотно облегает тело, то под него будет заливаться холодная вода.

КРАСНОЕ СОЛНЫШКО ЧЕРНУХА

Гидрокостюмсухого типа

МАССА: 1000-1500 г в зависимости от размера костюма.

СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Россия.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ: в комплект гидрокостюма «Чернуха» входит гидрокуртка и гидроштаны из материала «чернуха» и пояс из специального эластичного материала. «Чернуха» — прорезиненный капрон весом 230-250 г/м2. Манжеты гидрокуртки сделаны также из эластичного материала. Швы гидрокостюма проклеены контрастной ленточкой, что обеспечивает дополнительную надежность всему изделию. Гидроштаны выполнены в виде колготок, то есть без пятки, просто длинные прямые штанины. Это не только технологичнее, но и, самое главное, обеспечивает лучшую ремонтопригодность в полевых условиях. Цвет гидрокостюма — черный.

ЦЕНА: 2400 руб.

TRITON ПОЛУ- КОМБИНЕЗОН

Гидрокостюм мокрого типа

МАССА: не указана, примерно 3-4 кг.

СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Россия.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ: классический неопреновый полукомбинезон. Толщина — 3 мм. Производится в двух вариантах: с молнией и без. Дополнительное усиление на коленях. В холодную погоду и при прохождении сложных порогов необходимо одевать сверху неопреновую куртку или драйтоп.

ЦЕНА: 1600-2300 руб. в зависимости от размера.

TRITON НЕОПРЕНОВЫЕ ШТАНЫИ ФУТБОЛКА

Гидрокостюм мокрого типа

МАССА: не указана, примерно 3-4 кг.

СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Россия.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ: раздельный гидрокостюм мокрого типа. Футболка изготовлена из неопрена толщиной 2 мм, рукава и ворот — из лайкры. Штаны толщиной 3 мм, используется комбинация из стандартного неопрена и неопрена с дополнительным утеплителем. Продаются по отдельности, вместо футболки с короткими рукавами можно купить куртку с длинными рукавами и из более толстого неопрена. В холодную погоду и при прохождении сложных порогов сверху необходимо одевать драйтоп.

ЦЕНА: 2500 руб.

HIKO COBLER

Драйтоп

СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Чехия.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ: классический драйтоп. Изготовлен из прочной ткани с водонепроницаемостью 10 000 мм. Манжеты, воротник и пояс изготовлены из эластичного неопрена и дополнительно усилены застежками на липучках. Они плотно облегают запястья, шею и пояс, не позволяя воде и холодному воздуху проникать внутрь.

ЦЕНА: 4300 руб.

САПОГИ МОИ ТОГО — ПРОПУСКАЮТ H2O

На мокрую гидру надеваются самые обыкновенные кроссовки или ботинки, которых не жалко. Они не греют и не задерживают воду, наоборот, чем больше дырок, тем лучше — вода быстрее выливается. Главная функция сплавной обуви — предохранять гидру от повреждений и не скользить на мокрых камнях. Важно, чтобы она крепко держалась на ноге, так как вода легко снимает неплотно зашнурованную обувь. В случае мокрой гидры ступня не защищена от холодной воды — на неопреновый носок можно надеть вышеописанную сплавную обувь, получится универсальных вариант — так можно обуваться не только в лодке, но и на пешке. Но на серьезной воде лучше обувать специальные неопреновые боты. Они плотно обхватывают ногу (а значит, их не смоет с ноги), слой неопрена в них толще, чем у носков (теплее!), толстая подошва из мягкой резины (меньше скользят на мокрых камнях). Но ходить долго в неопреновых ботах нельзя, особенно под рюкзаком.

HIKO RAFTER

Неопреновые боты

СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Чехия.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ: высокие боты с молнией. Если боты правильного размера, то молния обеспечивает наиболее плотное облегание ноги, а значит, лучшее сохранение тепла. К тому же меньше вероятность, что их сорвет потоком воды. На передней части и на пятке имеется усиление. Материал — 5 мм неопрен с внутренним термозащитным покрытием. Жесткая подошва из рифленой резины устойчива к истиранию и защищает ногу от острых камней. Классика защиты ног в любое время года во всех разновидностях white-water.

ЦЕНА: 1370 руб.

HIKO SURFER

Неопреновые боты

СТРАНА-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ: Чехия.

ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ: высокие боты с защитой на пятке и носке. Застегиваются на липучку. Вшитая складка из тонкого неопрена препятствует попаданию воды внутрь. Липучка позволяет регулировать облегание ноги ботом, кроме того, они надежнее и ремонтопригоднее молнии, что важно в длительных походах. Материал — пятимиллиметровый неопрен. Мягкая рифленая подошва наилучшим образом сопротивляется скольжению по мокрым камням.

ЦЕНА: 1190 руб.

СЛОВАРЬ ВОДНОГО ТУРИСТА

Защита — прочный костюм, надеваемый поверх гидры для ее защиты от повреждений. Иногда со вставками из пенки на коленях, локтях и голенях, чтобы смягчить удары о камни при падении в воду.

Канализация — обход препятствия не по основной струе.

Катамаран — судно, состоящее из двух параллельных надувных баллонов, соединенных рамой из алюминиевых труб или из жердей (т.н. «дровяной» рамой). Половина экипажа сидит на одном баллоне, половина — на другом. Гребут однолопастным веслом, стоя на коленях. Обычно бывают двух- или четырехместными.

Каяк — одноместная байдарка. В последнее время если говорят каяк, не уточняя его тип, то имеют в виду неразборный полиэтиленовый каяк.

Килевые — традиционно наливаемые «сто грамм для сугреву» экипажу перевернувшегося судна. Внимание! Если есть действительная угроза переохлаждения, то алкоголь смертельно опасен. Надо дать пострадавшим сахар или шоколад и напоить горячим чаем. А килевые отложить до ужина.

Кильсон — деталь набора (каркаса) байдарки, проходящая вдоль дна и являющаяся основой для крепежа всех остальных деталей.

КНБ — каркасно-надувная байдарка.

КНК — каркасно-надувной каяк.

Кокпит — внутреннее пространство лодки, в котором находится гребец.

Оверкиль — переворот судна вверх дном.

Очко — кольцевое отверстие в палубе или фартуке для туловища гребца.

Перекат — мелководный участок реки, имеющий вид каменистого вала, пересекающего русло.

Пешка — пешая заброска.

Плес — участок реки со спокойным течением, более глубокий по сравнению с выше и ниже расположенными участками.

Плот — сплавное судно, не имеющее хода вперед относительно воды. Управляются носовой и кормовой «гребями», которые смещают плот поперек потока.

Порог — короткий участок реки с относительно большим падением уровня воды и повышенной скоростью течения. Образуется обычно в местах выхода на поверхность трудно размываемых горных пород, поэтому в пороге бывают камни.

Разбой — разделение русла реки на рукава.

Рафт — хоть по-английски raft — это «плот», рафт больше похож на большую широкую надувную лодку. Или на ПСН (плот спасательный надувной). Препятствия давит массой. Популярен на коммерческих турах — в рафт можно засунуть десяток клиентов.

Сброска — дорога от точки окончания маршрута.

Слив — водное препятствие, представляющее собой пологий скат воды.

Спасик — спасательный жилет.

Стапель — сборка судна и место, где сборка происходит.

Стрингер — деталь набора байдарки, проходящая параллельно кильсону.

Улово — место в пороге, где течение направлено против основного течения потока или отсутствует. Улова обычно располагаются за грядами камней, на внутренних сторонах поворотов, за большими камнями, не залитыми водой и т.д.

Фартук — чехол, натягиваемый на байдарку с открытым кокпитом и предохраняющий от заливания воды в порогах, под дождем, а также от попадания воды с весел.

Честер — разновидность плота. Похож на катамаран с короткими и толстыми баллонами, повернутый поперек потока. Гребцы сидят попарно лицом друг к другу и гребут однолопастными веслами, смещая честер поперек потока.

Шивера — несложный, но протяженный порог, каменистый порожистый перекат на реке.

Шкура — оболочка байдарки или внешняя оболочка баллона катамарана или плота.

Шпангоут — элемент поперечного набора байдарки, крепящаяся к кильсону перпендикулярно и несущая на себе все стрингеры.

Эскимос (эскимосский переворот) — способ постановки каяка на ровный киль, не вылезая из кокпита. На тяжелых двухместных байдарках эскимос сделать очень сложно.

Юбка — деталь лодки, препятствующая попаданию воды в очко. Похожа на одноименный предмет одежды. Сверху она плотно облегает тело гребца, а снизу закрепляется на очко или кольцо фартука.

28 апреля 2005

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Немецкое качество от KETTLER
28 апреля 2005
Новости

Немецкое качество от KETTLER

В последние годы рынок спортивных тренажеров бурно развивается. Нередко можно встретить товар, сделанный в странах Юго-Восточной Азии. Несмотря на то что внешне «азиатские» тренажеры не уступают «европейским», разница между ними огромна. Покупатели часто не понимают, зачем платить больше за тренажер производства Германии, если можно купить похожий за меньшие деньги.

Сервис сделал - ныряй смело
5 ноября 2004
Советы

Сервис сделал - ныряй смело

Армия дайверов с каждым годом в нашей стране становится все больше и больше. Также растет количество вопросов, связанных с дайверским снаряжением, особенно — его обслуживанием. Об этом всем мы расспросили технического специалиста, старшего инструктора-испытателя водолазного снаряжения ВМФ России, инструктора PADI, CMAS Алексея Ястребова.

Как проехать по Старому Свету на велосипеде
24 марта 2004
Советы

Как проехать по Старому Свету на велосипеде

Собираемся в путешествие Отправляясь путешествовать за границу с велосипедами, в первую очередь необходимо решить, в каком стиле будете выдержано ваше путешествие — будете ли вы тащить за собой все снаряжение или ехать налегке. По этому признаку все велопутешествия можно разделить на: Путешествия по-европейски – минимум снаряжения, максимум денег.

Исскуство парить
5 ноября 2004
Советы

Исскуство парить

Парить над землей красиво и чертовски увлекательно! Вместе с тем это еще и опасно. Для того, чтобы полет не был похож на последний путь подбитого истребителя, начинающему спортсмену нужно пройти серьезную подготовку, которая потребует от него колоссальных усилий и терпения. Но все это будет вознаграждено поистине великолепными ощущениями от полетов.

Все для чемпионов!
12 декабря 2005
Новости

Все для чемпионов!

С 3 по 6 ноября 2005 года в Санкт-Петербурге состоялось важнейшее событие в мире российского и международного настольного тенниса — международный турнир по настольному теннису PRO TOUR RUSSIAN OPEN, призовой фонд которого составил 100 тыс. долларов США. Это важная веха для лучших игроков мира на пути к Гранд-Финалу.

Гори все синим пламенем
5 ноября 2004
Тесты

Гори все синим пламенем

Газовая горелка устроена очень просто, и для пользования ею нужно гораздо меньше навыков, чем для пользования горелками на жидком топливе, то есть примусами. В отличие от примуса, газовую горелку обычно не надо прогревать перед запуском. Газ горит без запаха и копоти. Газ уже упакован в герметичные баллоны и поэтому не прольется даже в рюкзаке у «чайника».

Не храните коньки на полке, или практические советы новичкам
24 марта 2004
Советы

Не храните коньки на полке, или практические советы новичкам

Как выбрать свои самые первые ролики? Покупать ли полный комплект защиты или сэкономить? Где лучше всего кататься? С этими вопросами мы обратились к Кириллу Рязанцеву, в роллерских кругах известному более как «ReKiL». Этот человек — профи в своем деле, к тому же опытный тренер, который уже несколько лет посвящает в эту «науку» все новых и новых людей.

"Летучий корабль" Александра I
5 ноября 2004
Советы

"Летучий корабль" Александра I

На заре До начала 20-х годов прошлого века термин «воздухоплавание» обозначал передвижение по воздуху вообще. В царствование императрицы Екатерины II посланник русской царицы во Франции И. Баратынский доложил об экспериментах с воздушными шарами братьев Монгольфье. Сообщение его попало в газеты и наделало много шума.

Ноги, крылья... Главное - ласты!
5 ноября 2004
Обзоры

Ноги, крылья... Главное - ласты!

Перед вами, уважаемые читатели, уникальный материал. Это объективный сравнительный тест ласт для подводного плавания, проведенный по специально разработанной методике двумя журналами: «Потребитель. Все для спорта и отдыха» и «Нептун XXI век». ПОДВОДНАЯ ОБУВЬ Для человека под водой ласты — это прежде всего свобода передвижения, маневренность и скорость.

Как мы тестировали
5 ноября 2004
Советы

Как мы тестировали

На словах и на иллюстрациях компенсаторы разных производителей выглядят похоже. А вот как обстоят дела на самом деле? Мы решили это проверить и протестировали вместе с журналом «Нептун XXI век» эту важную часть снаряжения дайвера. УСЛОВИЯ ТЕСТИРОВАНИЯ Сравнительный тест проводился в бассейне спорткомплекса «ОЛИМПИЙСКИЙ», глубина бассейна — 6 метров.