Азбука велоапгрейда

24 марта 2004

Каждый байкер перед началом сезона мечтает о новом велосипеде. У него два пути: приобрести готовый велосипед или же собрать его своими руками.

Купить готовый велосипед дешевле, нежели собирать его «с нуля» или кардинально переделать. Даже регулярная розничная цена на весь укомплектованный велосипед будет ниже суммарной стоимости всех его комплектующих.

К тому же среди фирм, поставляющих на российский рынок велосипеды, имеет место жесткая конкуренция, и поэтому время от времени проводятся публичные акции типа распродажи коллекций прошедшего года со скидками до 50%. При этом вовсе не обязательно, что прошлогодняя модель будет чем-то разительно отличаться от новинки. А при удачном стечении обстоятельств можно получить весомую персональную скидку на прошлогоднюю модель.

Многие поставщики готовы привезти для вас велосипед по предоплате (при этом цена велосипеда будет заметно ниже розничной), но в этом случае вам стоит приготовиться к длительному ожиданию от нескольких недель до нескольких месяцев, пока ваш велосипед наконец-то окажется у вас.

Обычно самостоятельно велосипед собирают по разным причинам. Вот основные из них:

    1. Человек точно знает, что хочет, а продавцы не могут предложить подходящий товар в сборе.
    2. Хочется сделать что-то особенное, чего нет у других байкеров и в магазинах.
    3. Постепенная покупка запчастей не делает большой дыры в бюджете, в отличие от покупки целого велосипеда.

Но, приступая к сборке велосипеда, важно помнить, что без необходимых знаний и инструментов собрать велосипед или произвести грамотный upgrade попросту невозможно. И обязательно обращайтесь к инструкциям производителя для выяснения совместимости компонентов и их установки.

ИНСТРУМЕНТЫ

Прежде чем приступать к описанию процесса сборки велосипеда, необходимо сказать несколько слов о необходимых инструментах. Итак, для сборки вам потребуются:

  • Набор шестигранных ключей метрического размера стандартного ряда от 2 до 10 мм. На ключи не стоит скупиться, иначе вы рискуете испортить и винты, и пальцы.

  • Специальный съемник для установки каретки.

  • Специальный съемник для установки кассеты.

  • Съемник для системы.

  • Выжимка для цепи.

  • Набор метрических гаечных ключей, включая ключи на 24, 30 и 36 мм.

  • Молоток, плоскогубцы.

  • Кусачки для обрезки тросов и рубашек.

  • Спицевой ключ.

  • Немного густой смазки (например, Pedro’s Syn Grease).

Закручивая винты и гайки, не переусердствуйте, соблюдайте установленные производителем моменты закручивания. Идеальным будет применение динамометрического ключа. Не удлиняйте ключи трубочками, и тогда резьбы останутся несорванными.

ВЫБИРАЕМ КОМПЛЕКТУЮЩИЕ

Апгрейд, или сборку велосипеда, нужно начинать с рамы (будем считать, что у вас уже есть подходящая вам рама по размеру, назначению, цвету и т.д.).

К выбору вилки стоит подойти очень внимательно. Тут есть несколько подводных камней. Как известно, вилки бывают жесткие и амортизационные (с различными рабочими телами — пружина, воздух, эластомер, их комбинации; демпфирование — масло или эластомер), резьбовые и безрезьбовые, с различным диаметром рулевой трубы — во всех возможных комбинациях. Решение о необходимости амортизации следует принимать исходя из назначения велосипеда: например, для триала амортизация не нужна, во всех остальных случаях, пожалуй, стоит пренебречь увеличением массы всего велосипеда как минимум на 1 кг ради улучшения управляемости и увеличения комфорта езды.

Если вы выбрали амортизационную вилку, то не ошибитесь с длиной хода. Обычно для кросс-кантри и туризма хватает 60—80 мм амортизационного хода однокоронной вилки, для байкеркросса 100—130 мм как однокоронной, так и двухкоронной вилки, для даунхила — от 150 мм обязательно двухкоронка.

Количество передач зависит в первую очередь от толщины кошелька и назначения велосипеда. На машинах для скоростного спуска и байкеркросса спереди ставят кривошипы с одной звездой и специальный успокоитель цепи — там не требуется широкий диапазон изменения передаточного отношения привода. На велосипедах для кросс-кантри и туризма, напротив, требуется максимально возможный диапазон. Поэтому имеет смысл устанавливать сзади самую большую звезду 34 зуба, а спереди самую маленькую 22 зуба.

Количество звезд в кассете, манетки, система передних звезд и цепь должны соответствовать друг другу. Сейчас самые распространенные приводы — на 9 звезд. Часто встречаются на 8. Приводы на 7 и 6 звезд уходят в прошлое. У шоссейников же все чаще встречаются приводы с 10 звездами сзади. Обычно передний переключатель на 8 звезд хорошо работает с 9-скоростной системой, и наоборот.

Передний переключатель должен соответствовать самой большой звезде в системе. Задний переключатель работает с любым количеством звезд, но для него есть важный параметр — максимальный размер большой звезды. Он должен соответствовать выбранной кассете. Переключатели бывают с разной длиной лапки: более короткая лапка легче и дает более четкое переключение, но при этом недоступны некоторые малоиспользуемые комбинации звезд (маленькая спереди и 2—3 маленьких сзади). И обязательно задний переключатель должен соответствовать манеткам: шаг манеток у Shimano и SRAM различный, поэтому и переключатели также разные для обеспечения одинакового шага звезд в кассете. «Номерные» модели SRAM (3.0, 5.0 и т.д.) несовместимы с манетками и переключателями Shimano. Для совместимости компания SRAM производит «именные» модели: Rocket, Centera и т.п.

Манетки бывают рычажковые (Rapid Fire) и вращающиеся (Grip Shift). Выбор — личное предпочтение каждого, хотя бытует мнение, что для экстремальных дисциплин вращающиеся манетки более применимы, т.к. при падении не поломают пальцев рук. У Shimano есть совмещенные манетки с тормозными ручками. Такое решение легче, но менее универсально — выбор тормозов ограничен, несмотря на то что сейчас Shimano почти в каждой группе представляет и векторные, и дисковые тормоза.

Цепь чем качественней, тем лучше. Звезды начинают изнашиваться лишь тогда, когда цепь растягивается, и ее шаг становится больше шага звезд.

Еще одна подготовительная операция — сборка колес. Готовые колеса, как правило, дороги и далеко не всегда удовлетворяют вашим запросам. Многие байкеры собирают колеса либо сами, либо заказывают сборку из определенных компонентов в веломастерской. Для сборки в идеале нужен специальный станок и зонтомер — они позволяют точно отслеживать биения обода и его центральное расположение в вилке велосипеда. Но можно обойтись и без этих приспособлений, ограничившись сборкой колес в раме и вилке.

Сейчас все большее распространение получают дисковые тормоза, как с гидравлическим приводом, так и механические. Не всякие рамы и вилки имеют крепеж под дисковые тормоза. С другой стороны, на некоторых рамах с крепежом под дисковый тормоз отсутствует крепеж для векторных тормозов. Перед выбором комплектации своего будущего велосипеда стоит обратить внимание на наличие различных крепежей, выбрать тормоза и втулки. Для дисковых тормозов используются специальные втулки с фланцем для крепления тормозного диска. В любом случае имеет смысл покупать втулки за максимальную стоимость, которую позволяет бюджет, — такие втулки будут вращаться более легко. Передняя втулка должна соответствовать вилке по типу крепления колеса: с помощью обычного эксцентрика или со вставной осью. На велосипедах для экстремальных дисциплин все чаще сзади применяются втулки либо со вставной осью, либо увеличенной ширины (до 150 мм против обычных 135 мм), либо с увеличенным до 12 мм диаметром оси (против обычных 10 мм).

Спицы производят многие фирмы, из которых стоит выделить швейцарские DT Swiss. Для кросс-кантри обычно ставят наилегчайшие спицы, для экстремальных дисциплин — самые прочные. На дисковых колесах можно использовать не всякие спицы — обратитесь к инструкции производителя спиц для правильного выбора.

Ниппели — гаечки, с помощью которых натягивают спицы, бывают алюминиевые (разных цветов) и бронзовые. Они отличаются по диаметру резьбы — их следует подбирать под спицы. При сборке для лучшей натяжки рекомендуется смазывать резьбу спиц жидким маслом, а под головки ниппелей в обод закладывать густую смазку, что позволит натянуть спицы сильнее и обеспечит большую жесткость колеса, которое будет обладать лучшими динамическим характеристикам.

Обода отличаются по ширине, диаметру, наличию пистонов; они бывают одинарные и многостеночные. В подавляющем большинстве случаев на горном велосипеде используются обода диаметром 26 дюймов, на шоссейном и гибриде 27 дюймов. Обода диаметром 24 дюйма используются на велосипедах для байкеркросса и дуал-слалома. Ширину обода и его прочность стоит выбирать, имея в виду предназначение велосипеда — как правило, чем шире обод, тем он прочнее. Обода 30—45 мм обычно используют в байкеркроссе и в скоростном спуске. Для спокойного катания и кросс-кантри следует выбирать легкие и узкие (18—20 мм) обода, но не стоит забывать, что у таких ободов весьма тонкая стенка тормозной поверхности. Для туризма имеет смысл ставить чуть более широкие (22—25 мм) и прочные обода. При прочих равных условиях пистонированный и многостеночный обод будет прочнее, но тяжелее.

Покрышки также выбираются исходя из предполагаемого стиля езды и условий дорожного покрытия. Для езды по асфальту или твердым грунтовым дорогам лучше использовать слики или полуслики. Они легче и катятся лучше. Для езды по труднопроходимым дорогам или для соревнований по скоростному спуску и байкеркроссу понадобятся покрышки максимальной ширины, которые влезают в раму, и с максимально развитым протектором. Для грязевых условий существуют специальные Mud-покрышки. Езда зимой — отдельный разговор. Как правило, шипованные покрышки имеют не очень хороший «снежный» рисунок, но идеально ведут себя на льду, тогда как хорошая зимняя резина будет идеально держать на разбитой снежной каше, но на льду вы маневрировать не сможете.

Камеры следует выбирать исходя из диаметра и толщины покрышки. Перед установкой камеры и покрышки не забудьте надеть на обод флиппер — специальную ленту, закрывающую углубления под ниппели и выступающие концы спиц. Этим вы исключите возможность прокола камеры о спицы. Установите кассету или трещотку на заднюю втулку.

ПРИСТУПАЕМ К СБОРКЕ



Сборку велосипеда, пожалуй, следует начинать с установки рулевой колонки. И эту операцию стоит доверить профессионалу из велосипедной мастерской, поскольку это очень сложно сделать в домашних условиях — требуется специальный инструмент для запрессовки чашек в раму. Его покупка экономически нецелесообразна (подобный инструмент стоит около 300 долларов без учета специфических для некоторых чашек переходников). В некоторых случаях требуется «торцовка» рулевого стакана рамы — выведение перпендикулярности среза стакана к его оси. Эта операция уже производится на высокоточном фрезерном станке. И несмотря на все это, некоторые предпочитают устанавливать рулевые колонки в домашних условиях при помощи молотка и дощечки.

Там же, в мастерской, можно установить и нижнее упорное кольцо рулевой колонки на вилку. Впрочем, это можно сделать и самостоятельно: некоторые кольца разрезные, и просто руками надеваются на трубу вилки. Также кольцо можно осадить молотком с помощью подходящей по диаметру и длине трубочки.

Устанавливаем внутрь вилки якорь, если вилка безрезьбовая. Якоря бывают одноразовые и многоразовые. Для некоторых вилок, например с карбоновым штырем, подойдет только многоразовый.

Следующий по счету — кареточный узел. Каретки бывают двух видов: капсульная и разборная. В первом случае подшипники и ось собраны в единый корпус. Во втором — все по отдельности. Капсульная каретка не требует регулировок, более долговечна, но при этом тяжелее разборной.

При сборке не следует забывать, что с правой стороны рамы резьба левая (т.е. закручивание каретки происходит против часовой стрелки), а с левой — правая. Для более плавного закручивания резьбу и каретку рекомендуется смазать густой смазкой. Будьте аккуратней — резьба при большом диаметре имеет весьма мелкий шаг, каретку очень легко перекосить и испортить резьбу в раме.

Рулевой узел. Если вилка и колонка резьбовые, то нужно аккуратно отпилить ножовкой шток вилки по необходимой длине (предварительно собрав и примерив по месту). Если вилка безрезьбовая, то рекомендуется сначала собрать узел, поставив побольше удлинительных колец, поездить немного и потом отрезать лишнюю часть штока уже по личным ощущениям от езды.

Ставим вынос, который соответствует вилке и рулевой колонке (для безрезьбовых вилок вынос крепится снаружи на штоке, для резьбовой вилки вынос крепится изнутри с помощью распорной гайки). Длину выноса и угол его подъема каждый выбирает экспериментально по собственным ощущениям и стилю езды. Но обычно при применении рамы подходящего размера (не маленькой и не большой) для кросс-кантри и туризма вполне нормален вынос длиной 100—120 мм с углом подъема 10—20 градусов. Предварительно натягиваем подшипники рулевой колонки и закрепляем.

Далее ставим велосипед на колеса (если у вас нет специальной стойки для сборки и ремонта велосипеда), закрепляем эксцентриками или закручиваем оси.

Устанавливаем руль. Обычно рули бывают прямыми и гнутыми с подъемом, различаются по ширине и типу используемого при изготовлении материала. Изгибом руля и его подъемом можно немного отрегулировать посадку. Чем шире руль, тем легче управлять велосипедом, но кому-то удобней ездить с узким рулем.

На руль ставим тормозные ручки и манетки. Одеваем грипсы (рукоятки) и рога, если они нужны. Рога позволяют менять положение захвата руля, что весьма полезно при длительной езде. При скоростном спуске рога, наоборот, мешают и могут нанести травму при падении. В любом случае руль должен заканчиваться специальными заглушками для предотвращения травматизма при падениях и для защиты самого руля. Одеть грипсы на руль очень просто — достаточно влить в них чуть-чуть спирта. Потом спирт высохнет, и грипсы плотно будут сидеть на руле.

Устанавливаем систему. Перед установкой на ось надо нанести густой слой смазки. Одеваем систему и плотно затягиваем болты крепления. После пробега 100 км следует проверить затяжку этих болтов.

Прикручиваем задний и передний переключатели. С задним ничего сложного. Передний устанавливается так, чтобы зазор между большей звездой и нижней кромкой рамки был минимален (не более 2 мм), а плоскость этой рамки параллельна плоскости звезд. От точности проведения этой операции будет зависеть точность переключения передач спереди и шумность работы привода.



Ставим цепь. Для этого потребуется выжимка для запрессовки специального штифта (Connection Pin) для цепей Shimano. У некоторых цепей SRAM замок, собирающийся вручную.

Устанавливаем тормоза. Установка векторных тормозов обычно не вызывает затруднений, а регулируют их позже. Дисковые тормоза требуют регулировки при установке, зато потом их трогать придется только для замены колодок. Регулировка осуществляется путем установки шайбочек заданной толщины между рамой и тормозной машинкой. Обычно хватает набора шайб с шагом толщины 0,1 мм. Установка и регулировка гидравлических ободных тормозов Magura — весьма трудоемкий процесс.

Прокладываем (тросики переключения и тормозные). Для обеспечения поворотов руля и заднего переключателя тросики от манеток до рамы идут внутри специальных оболочек — рубашек. В рубашках переключения армирующие металлические прутки идут вдоль рубашки, а в рубашках тормозов сама оболочка получается путем плотной навивки проволоки на оправку заданной толщины. Рубашка переключения более жесткая, что приводит к более четкому переключению. Тросики и рубашки обрезаются по месту с небольшими запасами, позволяющими рулю поворачиваться на необходимый угол. Свободные концы тросиков обжимаются специальными оконцовками. Для четкой работы переключения и тормозов рекомендуется раз в год менять все рубашки и тросы.



Прикручиваем педали. У правой педали резьба правая, а у левой — левая. Это сделано для предотвращения откручивания педалей во время езды. Чтобы педали не «прикипали» к кривошипам, следует их ставить на густую смазку и в профилактических целях откручивать раз в месяц.

Устанавливаем подседельный штырь и седло. Штырь по длине и диаметру должен соответствовать раме и росту ездока. Нельзя вытаскивать штырь из рамы выше ограничительной риски — вы рискуете сломать раму.

Выбор седла — кропотливый процесс. Лучше, чтобы седалищные бугры опирались точно на заданную область седла — тогда поездка даже на длинные дистанции не будет вызывать дискомфорта. Желательно избегать вышивки на поверхности седла.

Все, велосипед собран! Установка крыльев, заднего и переднего фонарей, флягодержателей, багажника, сумки с запаской и инструментами — личное дело каждого. Тут нет никаких секретов, читайте инструкции по установке, прилагающиеся к устройству, и все получится.

ПРИСТУПАЕМ К НАСТРОЙКЕ

Сначала выравниваем руль перпендикулярно плоскости переднего колеса и затянем окончательно рулевую колонку. Натяг подшипников выбирается так: если на весу наклонить велосипед набок, то колесо должно без заеданий наклониться передней кромкой вниз. Вращение на ощупь плавное.

Натяг резьбовой колонки прост — затянуть до необходимого состояния гайку-конус, затянуть контргайку. Отрегулировать вынос по высоте и положению с помощью центрального верхнего болта. Натяг безрезьбовой колонки производится в такой последовательности: чуть-чуть отпускаем болты выноса, крепящие его на трубу вилки, затягиваем верхний болт до необходимого состояния, затягиваем болты выноса.

Устанавливаем требуемое положение руля в выносе. Регулируем положение тормозных ручек и манеток по удобству ощущений.

Регулируем векторные тормоза. Чтобы не скрипели и равномерно изнашивались, колодки должны прилегать к ободу определенным образом: по всей вертикальной плоскости обода, передний край относительно вращения чуть раньше заднего. Этого легко достичь, если при затягивании колодок под заднюю часть подложить монету в 10 копеек. В свободном состоянии зазор между колодками и ободом должен быть минимальным, обычно 2 мм. Если такого положения нельзя достичь из-за биений обода, следует выровнять колесо при помощи спицевого ключа.

Регулировать переключение лучше всего по руководству Shimano. Вкратце идея такова: выставить крайние положения переключателей регулировочными винтами, добиться четкости переключения. При этом если передний переключатель выставлен правильно, цепь в крайних положениях на задних звездочках не должна цеплять за рамку.

Велосипед настроен!

НЕСТАНДАРТНОЕ РЕШЕНИЕ

При сборке нестандартных конструкций могут возникнуть сложности, которые не решаются без самостоятельного изготовления некоторых узлов.

Например, велосипеды с задним амортизатором можно оснастить багажником, крепящимся на подседельную трубу. Однако нагрузка на такой багажник сильно лимитирована, и конструкция требует доделки, которая заключается в изготовлении дополнительных опор на нижнюю часть подседельного штыря.

Отдельный разговор о сборке и эксплуатации тандема на базе магниевой рамы производства московской фирмы «Лайтех». Хотя фирма Shimano выпускает специальные шатуны для тандема, в Москве купить один комплект не представилось возможным. Поэтому для сборки использовались стандартные узлы и компоненты. Колеса были собраны на втулках STX-RC и ободах Mavic D-521 (широкие, для экстремального использования, под ободные тормоза). Они с честью выдержали почти 3000-километровое испытание (не лопнула ни одна спица DT 2 мм) при нагрузке порядка 200 кг. Для предотвращения выкручивания педалей (стандартная ситуация для самодельных тандемов — шатуны цепи синхронизации стоят «не с той» стороны) кривошипы были установлены привычным образом. Синхронизация ездоков осуществлялась с помощью маленьких звезд 22 зуба. При этом получилось всего 16 передач, которых вполне хватало даже для езды в достаточно крутые горки на грунте. Цепь синхронизации натягивалась самодельным суппортом. Тормоза использовались обычные векторные Shimano XT — мощности вполне хватало. На тандеме был успешно совершен велопробег Москва — Санкт-Петербург (1030 км за 6 ходовых дней, с полной выкладкой) и несколько 2—5-дневных поездок.

Недаром говорят: «Дело мастера боится» — если приложить достаточно усилий, вы сможете стать обладателем индивидуальной модели, собранной вами по вашему вкусу и желанию.



24 марта 2004

Комментарии

1
27.01.2009
0
По-моему, полная ...,
во-первых, статья сама по себе бредовая и с кучей ляпов, а во-вторых, только идиоту может прийти в голову, использовать "Лайтех" для туризма.
Green
19.10.2009
0
Напиши лучше!=) Хаить все горазды!
Овощ
21.04.2012
0
to1: единственный ляп в статье - твой коммент.

Похожие статьи

Если гора не идет к Магомету...
24 марта 2004
Советы

Если гора не идет к Магомету...

Все вы наверняка помните фильм «Вертикаль» с В. Высоцким. Многие, посмотревего, начинали мечтать о романтике гор, о заснеженных вершинах, о скалах и крутых обрывах. О жизни «на кончиках пальцев». А почему бы и нет? Правда, в том фильме речь шла об альпинизме. Но есть не менее захватывающий и увлекательный вид спорта, неразрывно связанный с той самой романтикой и покорением новых высот, — скалолазание.

Жаль, что я не верблюд!
24 марта 2004
Новости

Жаль, что я не верблюд!

Часто приходится доказывать, что вы — не верблюд. Однако спортсмены завидуют этим «кораблям пустыни». Дело в том, что все, кто любит активный спорт и кому приходится перемещаться на длинные дистанции или активно двигаться, прекрасно осознают роль воды в обмене веществ. Вода используется для охлаждения тела, и вообще человек почти на 90% состоит из воды.

Освобожденное погружение
24 марта 2004
Советы

Освобожденное погружение

Слово «скубадайвинг» (или просто «дайвинг»), означающее индивидуальные погружения с запасом сжатой дыхательной смеси, вошло в нашу жизнь недавно. Широкая реклама этого вида спорта позволила ему быстро завоевать огромную популярность. В нашем сознании сложился некий стереотип: погружаться на глубины свыше 3—5 метров человеку можно только при помощи специального снаряжения, что далеко не так.

Все для тенниса, все для победы!
28 апреля 2005
Новости

Все для тенниса, все для победы!

В ноябре прошлого года в Санкт-Петербурге на арене спортивного комплекса «Юбилейный» прошел международный турнир по настольному теннису мировой серии Pro Tour — Eurosib St. Peterburg Open 2004. Впервые за последние годы в России проводилась столь представительная встреча спортсменов мирового класса. И не случайно соревнования подобного уровня привлекают внимание ведущих мировых производителей товаров для настольного тенниса.

Сейчас выплывет рыбка!
24 марта 2004
Советы

Сейчас выплывет рыбка!

Владимир Гудзев, главный редактор журнала «Нептун», участник трех мировых чемпионатов по подводной фотографии Предположим, что вы уже сертифицированный дайвер и имеете на своем счету десяток-другой погружений. Даже ваш небольшой опыт уже позволяет чувствовать себя относительно свободно и спокойно в царстве Нептуна.

Гонки заоблачных яхт
5 ноября 2004
Обзоры

Гонки заоблачных яхт

Как только человек изобретает что-нибудь движущееся, плавающее или летающее, он тут же превращает свое изобретение в спортивный снаряд и начинает состязаться в том, кто дальше, глубже, выше и быстрее. По сути воздушный шар — это небесная яхта, плывущая как обычное судно в океане воздуха; как и яхта, шар движим ветром, и точно так же, как и яхтсмены, пилоты воздушных шаров устраивают собственные регаты.

Под душем в куртке
5 ноября 2004
Тесты

Под душем в куртке

Мы задались целью протестировать водоотталкивающие пропитки для верхней одежды немембранных тканей. Наш тест состоит из двух частей: определение водонепроницаемости обработанных тканей (на приборе) и оценка водоотталкивающих свойств обработанной пропитками куртки в условиях, моделирующих дождь. Для второй части теста сеть магазинов «Спортград» предоставила нам немембранную куртку-ветровку Shoffel Palenque, которая стала главной героиней испытаний.

Чудо-шар
12 декабря 2005
Советы

Чудо-шар

Играть в футбол веслами, сидя в каноэ, — это еще ничего, выпрыгивать из самолета на велосипеде — тоже как-то, но можно представить, а вот затаскивать на гору здоровый прозрачный шар, залезать в него и нестись со склона в неуправляемой сфере — это уже нечто совсем из ряда вон выходящее. Чудесная сфера На самом деле нестись с горы в зорбе (zorb) — прозрачном шаре для катания людей с холмов, гор, водопадов и прочих наклонных поверхностей — совсем не страшное, практически безопасное и на редкость веселое занятие.

Как проехать по Старому Свету на велосипеде
24 марта 2004
Советы

Как проехать по Старому Свету на велосипеде

Собираемся в путешествие Отправляясь путешествовать за границу с велосипедами, в первую очередь необходимо решить, в каком стиле будете выдержано ваше путешествие — будете ли вы тащить за собой все снаряжение или ехать налегке. По этому признаку все велопутешествия можно разделить на: Путешествия по-европейски – минимум снаряжения, максимум денег.

Не храните коньки на полке, или практические советы новичкам
24 марта 2004
Советы

Не храните коньки на полке, или практические советы новичкам

Как выбрать свои самые первые ролики? Покупать ли полный комплект защиты или сэкономить? Где лучше всего кататься? С этими вопросами мы обратились к Кириллу Рязанцеву, в роллерских кругах известному более как «ReKiL». Этот человек — профи в своем деле, к тому же опытный тренер, который уже несколько лет посвящает в эту «науку» все новых и новых людей.