Чудо-шар

12 декабря 2005

Играть в футбол веслами, сидя в каноэ, — это еще ничего, выпрыгивать из самолета на велосипеде — тоже как-то, но можно представить, а вот затаскивать на гору здоровый прозрачный шар, залезать в него и нестись со склона в неуправляемой сфере — это уже нечто совсем из ряда вон выходящее.

Чудесная сфера

На самом деле нестись с горы в зорбе (zorb) — прозрачном шаре для катания людей с холмов, гор, водопадов и прочих наклонных поверхностей — совсем не страшное, практически безопасное и на редкость веселое занятие. Однако были времена, когда зорб был опасен и мог даже покалечить зорбонавта (человека в зорбе). А началось все с того, что в середине 70-х, в то самое время, когда Европой овладела сноуборд-лихорадка, во Франции появилась прогрессивная тусовка, активно продвигавшая зорб как вид спорта в своей стране.

Среди прочих в той компании был архитектор Жиль Эберсоль, проектировавший надувные жилища и города для ученых, работающих в тропических джунглях. Ползучие/летучие/кусачие твари тех областей жутко не любят солнце, а потому архитектор решил создать надувные дома, соединить их мостами и с помощью воздушных шаров расположить жилища ученых прямо на верхушках деревьев.

Однажды к Жилю пришли его совершенно помешанные на сноуборде друзья и спросили, сможет ли он придумать такой способ спуска с горы, который смог бы соперничать по ощущениям, адреналину и незаурядности с доской? И тогда Жиль предложил им кататься с гор в огромных надувных шарах.

Первый зорб Эберсоля назывался «Чудесная сфера» и отличался от современного тем, что был сделан не из поливинилхлорида, а из пластика. Зорб состоял из двух сфер, помещенных одна в другую, — внутренняя крепилась к внешней системой натянутых строп, а в пространство между ними закачивался воздух. Кстати, так зорб выглядит и по сей день.

Внутренняя сфера является кабиной для зорбонавта, который влезает в нее через специальные отверстия-лазы, расположенные с обеих сторон шара. После того, как зорбонавт оказывается внутри, ему остается лишь пристегнуться при помощи навески (специальные страховочные ремни) к сфере, после чего он готов к старту.

Однако в трехметровой «Чудесной сфере» навески не было, к тому же ребята не знали, как выбрать правильную длину и угол наклона горы, чтобы обезопасить катание. В общем, первое испытание завершилось переломом обеих щиколоток зобронавта, из-за чего Эберсоль очень расстроился и, несмотря на уговоры друзей, отказался от этой затеи. Несколько позже архитектор все же создал шестиметровую модель «Чудесной сферы», спустился в ней с горы Фудзияма (3776 м), прыгнул с десятиметрового водопада, оставшись целым и невредимым, но почему-то развивать зорб дальше так и не стал.

В 1991 году в фильме «Доспехи Бога—2» засветился зорб конструкции Йозефа Швайцера. В одном из эпизодов фильма Джеки Чан удирает от индейцев как раз в таком шаре. После этого вплоть до 1994 года про зорб никто ничего не слышал. И только когда в середине 90-х парни из Новой Зеландии запустили шары в серийное производство, попутно присвоив себе авторство изобретения и назвав чудесную сферу зорбом, весь мир узнал, что же это такое, неизвестная орбита (во многих странах именно буква «z» является символом неизвестности: z-orb = неизвестная орбита).

В Россию зорб привез отечественный бизнесмен Монтай Иманов. Когда в 2001 году Монтай впервые прокатился в зорбе (а было это в Новой Зеландии), то понял, что в России чудо-шар ждет большое будущее. Он так загорелся этой идеей, что не просто привез шары, чтобы катать людей, но организовал собственное производство зорбов, в том числе специальных, предназначенных для русской зимы. Кстати сказать, Иманов считает, что зорб был создан гораздо раньше 70-х, по крайней мере сама идея — поместить человека в шар — принадлежит Леонардо да Винчи, вспомните его знаменитого «Витрувианского человека».

Лавина эмоций

Никакие слова не смогут передать ту лавину эмоций, которая накатывает на тебя после того, как ты скатился с горы в зорбе. Шар неконтролируемый, и управлять его скоростью и направлением движения невозможно. Если уж ты влез внутрь, то назад дороги нет.

Пройдя уйму тестов и испытаний, зорб доказал свою безопасность при соблюдении простых правил: внутрь можно залезать только взрослым людям в здравом уме и трезвой памяти — маленькие дети могут сильно перепугаться (хотя уже и для них созданы небольшие зорбы — киндерзорбы), не рекомендуется это беременным женщинам и тем, чей вес превышает 90 кг.

После того, как вы залезли в зорб, необходимо пристегнуться к страховочной системе (навеске), которая впаяна во внутреннюю сферу. Опасаться того, что вас стошнит во время спуска, не стоит — подобного еще ни с кем не приключалось. Некоторые переживают, что шар наедет на какой-нибудь острый предмет и лопнет — такого тоже не случится. Если даже с оболочкой шара вдруг что-нибудь произойдет, он не лопнет, а спокойно докатится до конца трассы — зорбонавт останется цел и невредим. Любой прокол ликвидируется за десять минут при помощи заплаток и специального клея.

Как только тело зорбонавта прочно зафиксировано в камере (ремни на животе застегнуты, руки и ноги вставлены в специальные петли), зорб готов к спуску. То, что происходит потом, трудно описать словами: шар начинает движение, горизонт стремительно надвигается, затем на тебя накатывает земля, небо, опять горизонт, мир вокруг превращается в месиво, разобрать ничего невозможно, а шар к этому времени набрал скорость, тебя буквально вплющило центробежной силой в сферу, так что ты и зорб — это уже нечто единое.

Шар останавливается, и именно тогда тебя захлестывает лавина эмоций. Понимаешь, насколько иллюзорно восприятие, и оказывается, что совсем не мир крутится вокруг тебя, а это ты пыжишься, как белка в колесе. Думаешь и о том, как на самом деле мало ты знаешь о своем организме — твои органы чувств еще многое способны воспринять! А потом ты вылезаешь из зорба и с горящими глазами бежишь на горку снова, только теперь просишь, чтобы тебя прокатили по-другому — спиной вперед.

Зорбы бывают разные, и каждый по-своему интересен: в гидрозорбе, например, снимают навеску, заливают во внутреннюю сферу ведро воды и пускают тебя со всем этим хозяйством вниз; водный зорб тоже без навесок — его спускают на воду, человек забирается внутрь, встает в полный рост и начинает... шагать. Не часто, признаться, увидишь, как человек по воде ходит. Это летне-весенние варианты, у нас же, как известно, большую часть года — холода, а потому snow-zorb для России просто идеален.

Выполненный из особого материала, не теряющего свои свойства (эластичность и прочность) на морозе, снежный зорб по комфорту и техническим параметрам ничем не уступает своим летним друзьям, а по драйву и обилию эмоций, может, где-то и переигрывает их. Дело в том, что в условиях зимы для зорба можно построить идеальную трассу — half-pipe (хаф-пайп). Шар в пайпе разгоняется сильно, вылететь никуда не может и останавливается четко на отбойнике (особая конструкция как раз для торможения). Монтай Иманов говорит, что в прошлом году запускали пробные образцы в Новопеределкино (тамошний хаф-пайп как раз то, что надо) — народу понравилось! Так что в эту зиму ждут очередей, тем более что стоит экзотическое удовольствие 350 рублей за один спуск.

Ноосфера

Именно так Монтай Иманов хотел назвать отечественные зорбы, но в итоге было решено оставить оригинальную версию. Опыт показывает, что каждый человек воспринимает зорб очень индивидуально: для одного это не больше чем аттракцион, для другого — вид экстремального спорта, для третьего зорб — не иначе как диковинная конструкция, четвертый увидит в нем настоящую философию или даже мировоззрение. «Восприятие зорба многоуровнево, — говорит Иманов. — Вот недавно на меня из Томска вышли ребята — они то ли андеграунд-художники, то ли концептуалисты. Так вот они выбрали зорб в качестве концептуального символа нового мышления — четырехмерного. По-ихнему жесткая рациональность черного квадрата Малевича разрывается идеальной фигурой (сфера) — зорбом, содержащим в себе, в свою очередь, еще одну идеальную фигуру... и дальше в таком же роде».

«Прокатившись в зорбе, действительно испытываешь сдвиг в сознании, — рассказывает Иманов. — Некоторые даже говорят о некоем новом мировосприятии посредством зорба. К примеру, один из величайших шоу-менов планеты Питер Габриэл использовал зорб в одном из своих турне. Сначала на зачехленный шар проецировался огонь, затем из него рождалась голубая планета — чистая, спокойная, без границ и континентов, а затем чехол снимали, и Питер, зайдя внутрь и продолжая петь, катался в зорбе по сцене».

По словам Иманова, в Европе уже существуют зорб комьюнити, организующие совместные покатушки. В России у зорба большое будущее. В скором времени он поступит в свободную продажу, но стоить удовольствие будет дорого, ведь все комплектующие — иностранного производства. Назвать точную дату выпуска зорба и его стоимость пока невозможно, однако всегда работает сайт www.zorb.ru, где можно узнать самые свежие новости. А пока зорбы еще не лежат на прилавках спортивных магазинов, собирайте своих друзей и езжайте в Новопеределкино — переворачивать представление о реальности!

12 декабря 2005

Комментарии

Александр
06.04.2009
0
Зорб из TPU 0.7 мм.
Внешний диаметр 3.3 м, цена 125.000 руб.
Внешний диаметр 3.0 м, цена 120.000 руб.
Внешний диаметр 2.8 м, цена 115.000 руб.

Зорб из PVC 1.0 мм.
Внешний диаметр 3.3 м, цена 120.000 руб.
Внешний диаметр 3.0 м, цена 115.000 руб.
Внешний диаметр 2.8 м, цена 110.000 руб.

В комплект входит электрический насос, подвеска для крепления зорбонавта и набор для ремонта.
Масса одного шара приблизительно 70 кг.
Цены указаны с учетом НДС и доставкой в пределах Москвы.
Aleksandrl@chudesa.biz
Стол
17.04.2009
0
Зашибись..., но цена!
Дэн
04.05.2009
0
гарантия есть на изделия? Кто производитель? И темпиратурный режим эксплуатации подскажите? И по поводу сертификатов на изделие?
Данияр
16.07.2009
0
мне нужны ваши контактные телефоны
waif
16.01.2013
0
Ха... для лохов!

Похожие статьи

Девушка с веслом
28 апреля 2005
Обзоры

Девушка с веслом

Марина ГАЛКИНА Чемпион России по спортивному туризму. Марина в одиночку — где пешком, где вплавь на каяке — осуществила сложнейший двухмесячный переход через Чукотку. За прохождение этого 1000-километрового маршрута она и получила свой чемпионский титул. Стартовав из Анадыря, Марина поднялась на каяке по рекам вверх, перевалила водораздельные хребты и, сплавившись по реке Пегтымель, достигла Северного Ледовитого океана.

Разбор полетов
28 апреля 2005
Советы

Разбор полетов

Наконец-то наступила весна — начало массового сезона покатушек! Если у вас еще нет велосипеда, то сейчас самое время для его покупки! Несмотря на то что осень и зима — время скидок на велосипеды и велооборудование (прошлых сезонов), все же покупать велосипед лучше весной или летом. Во-первых, в теплое время года вы сразу же сможете его «обкатать» (зимой на нем не погоняешь), во-вторых, весной и выбор куда больше! Ведь «правильный» велосипед подбирается индивидуально не только по конструкции, но и по размеру рамы, а зимой подходящего размера в продаже может не оказаться (впрочем, как понравившейся модели).

Футбол для хулиганов
5 ноября 2004
Советы

Футбол для хулиганов

«Футбол — это игра джентльменов, в которую играют хулиганы, а регби — это игра хулиганов, в которую играют джентльмены» Сэр Роберт Мур «Мужчины должны играть в такие игры, которые приучают их к опасности и боли» Из английских футбольных правил середины ХIX века Футбол толпы Одну из самых популярных игр с мячом — регби — подарила миру Англия.

Лыжи становятся короче
5 ноября 2004
Советы

Лыжи становятся короче

Многие лыжники с годами становятся все опытнее, их манят высокие скорости. Поэтому наряду с тотальным уменьшением длины лыж все заметнее становится класс лыж, предназначенный для любителей высоких скоростей. Эти лыжи длиннее, чем модели, рассчитанные на дуги малого радиуса и небольшие скорости. Кроме того, лыжная промышленность постоянно должна быть в поиске, радовать разные категории катающихся, иногда даже создавать новые категории, ну и зарабатывать на этом.

Персональный авиатранспорт
12 декабря 2005
Советы

Персональный авиатранспорт

Парамотор дает невероятное ощущение абсолютной свободы движения: позволяет «скользить» буквально в десятке сантиметров над колосящейся пшеницей, тут же подняться и заложить вираж над кромкой деревьев, снизиться снова. Любой объект — как на ладони. Облететь по периметру, приблизиться сверху, сбоку, снизу — это все равно, что рассматривать предмет, держа его в руках.

Очи черные
24 марта 2004
Советы

Очи черные

ЛУЧИ В НАШЕЙ ЖИЗНИ Из всей доступной нам информации три четверти мы получаем через глаза. Солнце посылает на Землю электромагнитные лучи, которые принято делить на ультрафиолетовые, инфракрасные и лучи видимого света. Ультрафиолетовые лучи — УФ (UV) Ультрафиолетовые лучи делят на три подгруппы: UVC (200—290 нм), UVB (290—320 нм) и UVA (320—380 нм), длины волн измеряются в нанометрах.

Исскуство парить
5 ноября 2004
Советы

Исскуство парить

Парить над землей красиво и чертовски увлекательно! Вместе с тем это еще и опасно. Для того, чтобы полет не был похож на последний путь подбитого истребителя, начинающему спортсмену нужно пройти серьезную подготовку, которая потребует от него колоссальных усилий и терпения. Но все это будет вознаграждено поистине великолепными ощущениями от полетов.

Подмосковный марш-бросок
24 марта 2004
Обзоры

Подмосковный марш-бросок

В ноябре 2003 года мне довелось принять участие в интересном соревновании по спортивному ориентированию под названием Московский марш-бросок, точнее ММБ2003-LITE. Почему «LITE»? Потому что весенний марш-бросок проводится по полной программе: дистанция вдвое больше, и идется она в два этапа, с промежуточной ночевкой.

Сейчас выплывет рыбка!
24 марта 2004
Советы

Сейчас выплывет рыбка!

Владимир Гудзев, главный редактор журнала «Нептун», участник трех мировых чемпионатов по подводной фотографии Предположим, что вы уже сертифицированный дайвер и имеете на своем счету десяток-другой погружений. Даже ваш небольшой опыт уже позволяет чувствовать себя относительно свободно и спокойно в царстве Нептуна.