Спектакли вещей: взгляд из зрительного зала

Будни вещей скучны и однообразны. Каждый день — одна и та же рутинная «работа». Цветочный горшок изо дня в день томится на подоконнике, чайник путешествует между столом, раковиной и плитой, стулья топчутся у кухонного стола и только по праздникам выходят в свет — в соседнюю гостиную, к праздничному столу, где шумно и многолюдно. А чудесные истории приключаются с ними лишь в сказках. Как у Андерсена, помните? Но отнюдь. Чудесные истории случаются не только в сказках. Живет среди нас фотограф Олег Каплан, который умеет волшебным образом обращаться с огромным ворохом вещей, окружающих нас в повседневной жизни. Он фотографирует натюрморты. Но его снимки — это не классическая «мертвая природа», «тихая, неподвижная жизнь», с которой обычно ассоциируют жанр натюрморта, не гладкие учебные постановки. Это вспышки цвета, какие-то странные перетекания фигур, оптические шарады. На фотографиях стеклянные стаканы и бутылки, длинные макаронины и морские ракушки, засушенные цветы и кусочки тканей живут ярко и интересно, словно на празднике, а не в скучных буднях.

Родился Олег Каплан в Москве. Школа, армия, институт. В институте — а учился он на отделении кинофотомастерства Московского государственного института культуры — начал фотографировать. Профессионально занялся рекламной фотографией, а для собственного удовольствия стал снимать художественные натюрморты. В какой-то момент захотелось показать сделанные работы другим — так появились публикации в журналах, выставки. Важной вехой стала победа в конкурсе «Интерфото», который организует Союз фотохудожников России, в номинации «Цветная художественная фотография», в 2003 году. С 2005 года Олег Каплан преподает курс рекламной фотографии в «Петербургских фотомастерских».

Примером своей матери, московского пейзажиста, Олег приучен к занятию искусством как к каждодневному кропотливому труду. Жанр натюрморта позволяет не зависеть от обстоятельств. Предметы, с которыми он работает, всегда рядом и всегда готовы к работе. Натура не откажется сниматься из-за болезни, и в студии не бывает плохой погоды.

Начиная съемочный день, фотограф ставит себе задачу: снять хороший кадр, выстроить стоящий натюрморт — и не заканчивает своей работы, пока задача не будет решена. Понятие «хорошего кадра» у каждого мастера свое. Олег определяет его интуитивно, советуясь со своим внутренним «компасом», воспитанным в нем ощущением красоты.

«Позируют» ему предметы, которые можно отыскать в любом доме. Самая разная посуда — вилки, ножи, стаканы, графины, разноцветные бутылки, чайники. Цветы — живые и бережно засушенные, чуть поблекшие в красках, но более изысканные в линиях. Табуретки и музыкальные инструменты. Кадры не придумываются заранее, они формируются в процессе работы, в пространстве перед камерой. «Каждая съемка — это поиск невыразимо прекрасного в обыденном. Поиск не может происходить где-то в сознании, он осуществляется всегда только здесь и сейчас. В этом смысле творчество для меня сродни молитве: никакое размышление о духовном деянии не заменяет самого духовного деяния».

Иногда композиции выстраиваются долго. Иногда рождаются сразу, спонтанно, будто предметы просто занимают предназ­наченные им места. В снимках есть главные действующие персонажи — один-два предмета. Но от предметной сущности вещей фотограф переходит к категориям цвета, массы и сосредотачивается на них. Утюг для него — не хозяйкин помощник, а темное, плотное по структуре и довольно массивное пятно. У серебристого металлического чайника поверхность блестящая, переливающаяся, немного шершавая. Она сочетается с грубоватой холщовой тканью и перламутровыми ракушками.

Один из любимых материалов фотографа — стекло. Серия натюрмортов «Стекло», представленная на АРТ-Салоне в московском Манеже в 2000 году, принесла Олегу известность. В тот же год фотографии стеклянных фигур экспонировались в Московской академии художеств. С помощью стекла можно передать ощущения прозрачности и хрупкости, поиграть с оптическими искажениями. Человек обычно воспринимает стекло как очень холодное и гладкое. Если стекло снимать на черно-белую пленку, оно становится ещё холоднее, а композиции — графичными, сосредоточенными на линии, а не на цвете. Прозрачность стекла рождает ощущение беспокойства — представьте только, как неуютно жить в доме из стекла. Подсознательно это же самое ощущение беспокойства сохраняется, когда мы разглядываем изображения стекла. Но, наполнив пустые бокалы вином, мы лишаем их прозрачности — беспокойство отступает. Для художника же такое наполнение — переход от съемки фигуры прозрачной, от игры со светом и его всевозможными преломлениями к работе с цветовым пятном.

Каждый кадр несет свое ощущение. Композиция с засушенными кузнечиками, свернувшимся пожелтевшим листом и белой посудиной, похожей на скорлупу, — ощущение увядания, опустошения. Кадр, где плавным изгибам ситары вторят красно-оранжевые «холмы» фона, — насыщенности, знойности, тягучести. Сюжет со стрекозой и стеклянными шарами — влажности, густоты. Ощущения рождаются из сложного взаимодействия цвета, фактуры предметов, их содержательности.

Натюрморт — это способ рассматривать вещи, о которых все знают, но которые не замечают. Увидеть то, что не видят другие. Чтобы наблюдать тихую жизнь вещей, нужен неторопливый взгляд, неторопливый подход, неторопливый инструмент. В чём-то это сродни искусству каллиграфии. И если тот, кто снимает жизнь людей, прежде всего наблюдатель — он отражает, иногда преображает увиденное. Но даже при самой свободной трактовке сюжета всегда стиснут рамками своей натуры. Тот же, кто занимается натюрмортом, — творец, создающий свои собственные, созвучные его внутреннему настроению миры. Он фантазирует, воображает, творит. Натура полностью подчинена ему. «Красота придуманных миров натюрморта помогает полнее выразить себя», — так считает Олег Каплан.

На снимках вещи как будто живут более интенсивной жизнью. Две вишенки и их тени — уже образ. Расколотые каштаны, отражающиеся в кусочках зеркал, — оптическая загадка. Оливка опирается на высокую вазу — настроение. Красный перец на красном фоне — совсем просто. На первый взгляд. Некоторые композиции заигрывают с фигуративным искусством. Скажем, такая: две бутылки, синяя и красная. Красная отбрасывает тень, голубая выдвигается на зрителя и упирается в раму кадра. Фон почти ровно посередине делится на две части — белую нижнюю плоскость и голубую верхнюю. Перепрыгнув через неодушевленность изображенных форм, можно увидеть две фигуры, стоящие на песке. Он и она? У них объяснение? Но это только игра с каноном — с привычной нашему зрению голубизной, заливающей верхнюю часть картины, — моря ли, неба ли — и с вертикальным положением человека в пространстве.

Нарочитой же литературщины, слишком явной повест­вовательности Олег не признаёт. Его стихия — изобразительная: «Фотография, которая претендует быть искусством, должна опираться на предшествующие ей изобразительные традиции, развивать их». Любимые художники — импрессионисты, сюрреалисты, супрематисты. Ну и, конечно, невозможно не преклоняться перед творчеством Рембрандта и Микеланджело. Через свои работы фотограф часто пытается выразить впечатление от того или иного художника, особенно интересного в данный момент. Есть, например, бокал, очень напоминающий фигуры Малевича.

Изобразительная игра делает многие натюрморты Каплана похожими на сны или на видения. Предметы на них реальные, но изображены они как-то странно, неправдоподобно: стакан растекается, растворяет свою форму и медленно «уплывает» с листа бумаги. Ваза таится за какой-то вязкой поверхностью, стремясь проникнуть внутрь нее и потерять контуры своих собственных очертаний. Фотограф не оберегает черты предметов, подвергает их всевозможным деформациям. В этих экспериментах есть что-то от сюрреализма, от свойственной этому живописному течению трансформации форм. Художники-сюрреалисты часто совмещали сон и реальность, превращая свои полотна в столпотворение фантасмагорических фигур. У Олега есть серии, глядя на которые ассоциативно вспоминаешь картины Рене Магритта или Сальвадора Дали.

Ощущения ирреальности, таинственности можно добиться самыми разными способами. Поиграть с кривыми зеркалами. Или спрятать предмет за фактурной поверхностью — исцарапанным беспорядочными штрихами стеклом или за стеклом, которое намазано воском, за тканью. Такие наложения фактур друг на друга делают изображение более подвижным. На глазах у зрителя оно вибрирует, волнуется и живет. Фотография, такая правдивая и достоверная, вдруг как будто сталкивает нас с другой реальностью. «Меня всегда привлекал мотив текучести, изменчивости жизни — и как философская категория, и как изобразительная тема. Именно это и стало основой моего творчества: искажение, изменение предмета и пространства. Под этот лейтмотив я и подбирал свои художественные приемы».

Фотографические технологии сегодня меняются очень быстро. В сознание фотографа ежедневно впрессовывается мысль: быстрее, быстрее, быстрее. И вот уже камера обскура, а вслед за ней и зеркалка, становятся антиквариатом. Их вытесняют новая техника, новые способы печати, новые компьютерные программы, способные совершать чудеса. Олег не боится быть несовременным: «Сделанное на скорую руку устаревает быстро. То же, что делается долго, вбирает в себя время». Он снимает на аналоговые камеры большого и среднего формата, на слайдовую плёнку или пластины. Компьютер использует, когда нужно почистить фотографии от пыли или провести цветоделение, подготовить снимки для полиграфической печати. В этом смысле всё его творчество — «чистая фотография»: компьютерного вмешательства в само изображение не допускается.

Натюрморты Олега Каплана живут на стенах галерей и бизнес-центров, во многих домах Москвы и Петербурга, в рекламных альбомах. Они не навязывают зрителю агрессивной точки зрения автора, позволяя смотрящему самому совершить открытие, посмотреть новым взором на привычные вещи. И если возникнет желание — подстроить свои душевные обертоны под тональность фотографа.

www.kaplanfo.narod.ru

Комментарии

Вика Алферонок
14.04.2008
0
Спасибо за увлекательную статью, очень интересный художник, получила новый импульс к творчеству!

Похожие статьи

Уникальная услуга Samsung Forward приходит в регионы.
27 декабря 2018
Новости

Уникальная услуга Samsung Forward приходит в регионы.

Теперь не только москвичи и петербуржцы могут пользоваться новейшими смартфонами Samsung за небольшую плату в месяц. С 13 декабря получить смартфон как услугу можно еще в десяти городах страны: Нижнем Новгороде, Новосибирске, Краснодаре, Екатеринбурге, Уфе, Воронеже, Тюмени, Челябинске, Волгограде и Самаре. Воспользоваться сервисом можно в официальных магазинах Samsung.

Обзор аудиоплеера FLANG V5: иногда лучше слушать, чем смотреть…
8 октября 2016
Обзоры

Обзор аудиоплеера FLANG V5: иногда лучше слушать, чем смотреть…

«Тяжела и неказиста жизнь народного артиста» - иначе и не скажешь, когда возьмешь в руки этот «черный квадрат» с кнопками. Плеер Flang V5 я ждал давно и вот наконец-то получил… Впрочем, если на брутальный образец лучше с утра не смотреть, это не значит, что к вечеру его душа опять не запоет. У меня уже была мимолетная встреча с этой моделью, сумела она чем-то меня зацепить и не только внешним видом, но и напористым, «ламповым оттенком» звука. Предлагаю послушать и вместе во всем разобраться - включаю Плеер Flang V5.

Акустические системы BBK
28 апреля 2003
Новости

Акустические системы BBK

Создание современной многоканальной системы домашнего кинотеатра невозможно без качественных акустических систем. К сожалению, большинство из них имеют либо слишком высокую цену, либо представляют собой компромиссные варианты, пригодные только для небольших помещений. Компания BBK Elektronics, отлично известная своими недорогими, но качественными и высокотехнологичными электронными компонентами, предлагает потребителю выход из сложившейся ситуации, выпуская собственные недорогие и качественные акустические системы, использовать которые можно как с аппаратурой BBK, так и с компонентами других марок.

Мощная и универсальная макровспышка Canon MT 26EX RT для ваших студийных шедевров
29 августа 2017
Новости

Мощная и универсальная макровспышка Canon MT 26EX RT для ваших студийных шедевров

Компания Canon Europe, мировой лидер в области решений для работы с изображениями, представила специализированную макровспышкуMacro Twin Lite MT‑26EX‑RTс широкими возможностями для профессиональной съемки. Модель MT‑26EX‑RT расширяет богатую функциональность предыдущей модели — MT‑24EX — и предлагает повышенную мощность импульса, гибкость, надежность и дополнительное удобство в работе. Она идеально подходит для съемки в ограниченном пространстве — например, для предметной и фуд-фотографии, крупных планов животных в естественной среде обитания и стоматологической съемки.

Тест акустической системы Mission m35i
23 октября 2012
Тесты

Тест акустической системы Mission m35i

ДОСТОИНСТВА: хорошая натуральность звука, объемность и контрастность звуковой сцены. НЕДОСТАТКИ: недостаток артикуляции мидбаса. ВЫВОДЫ: английские АС обладают аккуратным и очень комфортным звучанием, которое хорошо подходит для воспроизведения акустических инструментов. Им удаются музыкальные жанры, в которых главную роль не играет энергичный бас. Но в трифонике, то есть при поддержке сабвуфера, m35i станут гроссмейстерски универсальными АС.

Tamron исправит работу автофокуса объектива 28-75mm f/2.8 (A036) выпуском прошивки.
1 июня 2018
Новости

Tamron исправит работу автофокуса объектива 28-75mm f/2.8 (A036) выпуском прошивки.

Tamron опубликовала уведомление о проблеме фокусировки объектива 28-75mm f / 2.8 Di III RXD (модель A036) для камер Sony. Компания выясняет причину ошибки и обещает в скором времени выпустить прошивку, которая устранит проблему.

Компактная фотокамера Olympus STYLUS XZ-2: в группе high-end появился новый лидер?
27 сентября 2012
Новости

Компактная фотокамера Olympus STYLUS XZ-2: в группе high-end появился новый лидер?

25 сентября 2012 г. – В категории камер high-end появился новый лидер, меняющий правила игры. Как и получившая множество наград XZ-1, новая модель Olympus STYLUS XZ-2 оснащена супер-ярким объективом f1.8, обеспечивающим непревзойденный уровень качества среди компактных камер. Теперь пользователям доступны ручные настройки, которые помогут амбициозным фотографам реализовывать свои замыслы.

Zignum на выставке CES 2013
21 декабря 2012
Новости

Zignum на выставке CES 2013

Германия, Ганновер, Лаатцен, 21 декабря 2012 года — компания Zignum, производитель высококачественных цифровых аксессуаров для повседневного использования, представит свои последние новинки на предстоящей выставке CES, которая пройдет в Лас Вегасе, США с 8 по 11 января (стенд 35355 на верхнем уровне в павильоне 4 выставочного комплекса LVCC). В течение всех 4 дней шоу Zignum будет показывать свои отличающиеся ярким дизайном аксессуары для мобильных телефонов, планшетов, ультрабуков и ноутбуков.

Lowepro представляет новый рюкзак FreeLine BP 350 AW с технологией QuickShelf.
16 июня 2018
Новости

Lowepro представляет новый рюкзак FreeLine BP 350 AW с технологией QuickShelf.

Производитель рюкзаков и сумок для фототехники Lowepro выпустил новое решение для хранения и транспортировки камер и дополнительного оборудования – рюкзак FreeLine BP 350 AW, который оснащается новой технологией хранения QuickShelf.

Обзор музыкальной парочки: ЦАПа DB1 Boomslang и усилителя PB1 Toucan
16 декабря 2013
Обзоры

Обзор музыкальной парочки: ЦАПа DB1 Boomslang и усилителя PB1 Toucan

Звучание пары iBasso DB1 Boomslang/PB1 Toucan — комфортная середина, много баса с хорошей глубиной и достойной собранностью, большой запас мощности для работы с разными наушниками. К минусам комплекта iBasso DB1+PB1 можно отнести недостаток мобильности — ведь к двум устройствам еще нужен какой-то источник сигнала: плеер или смартфон. Таким образом, получаем три устройства в карманах — не слишком удобная аудиосистема для улицы. Тандем iBasso смотрится гораздо привлекательней как полустационарный, легко перевозимый в портфеле или рюкзаке вариант для плеера, планшета или ноутбука и высококачественных наушников.