Сергей Шандин закончил МГТУ им. Баумана по специальности «Оптические приборы». После этого работал верстальщиком, дизайнером, занял солидный пост в рекламном агентстве — а потом бросил все и стал «свободным фотографом». Увлечение фотографией не давало покоя многим из нас, но мало кто рискнул отказаться от стабильного заработка и заняться любимым делом. Сергей как раз из таких. Курс в школе Павла Смирнова «систематизировал» его знания и добавил мощный творческий импульс. «Да, заработок «вольного фотографа» нестабилен, по сравнению с работой офисного рекламщика, но приносит гораздо больше удовлетворения», — улыбается он. — «Зарабатывать фотографией получается, но есть и небольшая проблема: если много снимаешь на заказ, за деньги, подход к фотографии меняется, желания развития в художественном смысле может и не остаться. Для того, чтобы развиваться, необходим элемент хобби, именно увлечения, съемки «для себя».
Развитие — это постоянная борьба с собой, преодоление ежедневной рутины, которая мешает двигаться вперед. Постоянное движение входит в понятие профессионализма: фотограф-профессионал — это тот, кто снимает МНОГО, то есть хорошо, систематически и осознанно. А это задача не из легких. К тому же надо продолжать учиться, заниматься самообразованием, поскольку никакие курсы фотографии не дают нужного объема знаний. Выпускникам очень не хватает серьезной художественной методологии, подобного курса для фотографов до сих пор нет. Студентов учат технике, композиции, но никто не может научить сути, тому содержанию, которое должно быть на снимке. Поэтому многие студенты после курса фотографии обычно обращаются к изучению истории искусств, к живописи.
Композицию, освещение и символику предметов можно изучать по натюрмортам голландцев, работы которых можно посмотреть, например, в ГМИИ им. Пушкина (Питер Клас, Виллем Янс ван Алст, Абрахам Хендрикс ван Бейерн, Виллем Калф и другие), и еще более широко они представлены в Эрмитаже. «Интересно, что на картинах голландцев цветы частично освещены резким светом, а частью — мягким... Это освещение вполне можно повторить, работая световой кистью», — говорит Сергей.
Данная техника позволяет получить уникальный световой рисунок, которого нельзя добиться, используя другие средства. Суть метода в том, что каждый объект подсвечивается отдельно, и источник света во время экспонирования движется. Как правило, используется мультиэкспозиция, то есть съемка происходит на один и тот же кадр несколько раз. Для каждого предмета в кадре можно расставить любые мыслимые световые акценты.
«Интерес к световой кисти у меня возникпосле прочтения статьи Георгия Розова (http://www.rozov.ru/lessons.shtml)», — рассказывает Сергей.— Но позволить себе фирменную световую кисть не мог — это довольно дорогой прибор. В итоге я сделал простейшую светокисть из подручных материалов. Я не использовал оптического волокна, сложных насадок и прочего. Все, что понадобилось для начала, это галогеновый ручной фонарик, пластиковая бутылка, алюминиевая фольга, клей и черная изолента...»
Советы и подробные рекомендации по съемке Сергей разместил на сайте http://shandin. narod.ru. Загляните туда, и вы узнаете, что для того, чтобы начать снимать со световой кистью, особых затрат на специальную технику не нужно. Там же приводятся основные приемы работы светокистью.
Понятно, что съемки такого рода требуют практики. Важно все поэтапно записывать: соотношение яркостей, направление лучей, количество точек светового акцента. Обязательно до начала съемки нужно рисовать эскиз, на котором подробно отметить время засветки каждого объекта или даже фрагмента. Предметы по-разному поглощают свет, поэтому при съемке сложных натюрмортов предпочтительнее замерять яркость, чтобы выставить правильную экспозицию и не «провалить» темные объекты.
Повторить одно и то же освещение при съемке со световой кистью просто невозможно, но преимущество в том, что светом и цветом можно полностью управлять. Неудобно, что результат будет ясен только после проявки, но тут уж ничего не поделаешь — до получения готового слайда фотограф не видит всей картины освещения. Помочь может цифровая камера: в этом случае учишься намного быстрее, ведь можно сразу оценить свои ошибки и оперативно их исправить. Сейчас Сергей активно использует цифровую камеру при съемке натюрмортов с последующим «сведением» кадров в Photoshop. Для этого слои накладываются в режимах Screen или Lighten. Так на цифровую 6-мегапиксельную камеру был снят натюрморт с самоваром: понадобилось 10 экспозиций (количество снятых дублей было раза в три больше). Остальные композиции были сняты на пленку (слайд 4х5’’ и 35-мм негатив).
Все это поначалу довольно сложно, но очень интересно, а к тому же позволяет сделать что-то действительно необычное. Главное — пробовать, анализировать ошибки и исправлять их, повторять и добиваться задуманного. Важно с самого начала выстроить сюжет, подобрать подходящие предметы и не вносить в композицию лишних деталей. Все получится, если продолжать снимать и не уставать фантазировать.
Комментарии