Сандро Фазини. Фотографии художника-кубиста

Молодой Сандро. Одесса, 1919 г.

Очень немногие в России знают об одесско-французском художнике и фотографе, работавшим под псевдонимом Сандро Фазини. Что нам известно, кроме нескольких строчек в биографическом словаре художников русского зарубежья?

Он появился на свет 23 декабря 1892 года по старому стилю (5 января 1893 года по новому) в Киеве, в семье богуславского мещанина Арье Файнзильберга. Одесситы считают его своим: детство и юность художник провел в Одессе. Он был старшим, родители звали его Саня, Саша, Александр.

Постепенно сыновей становилось все больше (четверо), а денег все меньше. (Как шутил Ильф: «Я родился в бедной еврейской семье и учился на медные деньги».) Отец, мелкий банковский служащий, хочет обеспечить мальчиков надежной профессией. Двух старших он определяет в коммерческое училище. Одолев курс наук, Александр с блеском заканчивает Одесское художественное училище: он прирожденный художник! (Представляете себе разочарование старика Файнзильберга?) По стопам старшего, с тем же результатом, спешит следующий сын — Михаил. (Представляете себе недоумение старика Файнзильберга?) Илью, третьего по старшинству, отдают в ремесленное училище, но, получив звание подмастерья и переменив множество технических профессий, он входит в круг молодых одесских поэтов, сам пишет стихи, а в дальнейшем становится известным московским писателем-сатириком. (Представляете себе изумление старика Файнзильберга?) Угодил отцу только младший: он выучился на топографа.

Родовая фамилия не годится для людей искусства: тяжела и неблагозвучна. «Братья Ф.» прибегают к псевдонимам. У Александра — «с итальянским акцентом»: Сандро Фазини (S. Fasini). У Михаила — «музыкальный»: Ми-фа, потом — МАФ. Илья присоединяет к трем буквам имени первую букву фамилии и становится Ильфом.

Иза Кремер. Рисунок 1910-е гг.

Начиная с мая 1911 года, Сандро сотрудничает в популярном одесском журнале «Крокодил». Почти в каждом номере появляются его рисунки, заставки, виньетки, карикатуры, фотоэтюды — иногда до десяти работ одновременно. Он иллюстрирует знаменитые поэтические альманахи 1915—1917 годов («Седьмое покрывало», «Авто в облаках», «Чудо в пустыне»), пишет декорации к авангардным спектаклям, расписывает интерьеры литературно-поэтических кабаре. «В России, — вспоминает он позже, — в прошлые, конечно, годы, у меня была известность, и я зарабатывал большие деньги. ...Я никогда не был последним и всегда выделялся».

В 1917 году Фазини примыкает к Обществу Независимых художников, участвует в их выставках. Рецензенты называют его «кубистом», насмешничают: «В детстве, по недосмотру няньки, ударился темечком о кубики...»

Рисунки «ультрасовременного» Фазини обильно публиковались в одесских сатирических журналах «Фигаро», «Бомба» и «Яблочко» (1917—1918). При большевиках он работал в Югроста. Валентин Катаев в повести «Трава забвенья» припоминает «громадный щит-плакат под Матисса работы художника Фазини — два революционных матроса в брюках клеш, с маузерами на боку на фоне темно-синего моря с утюгами броненосцев».

Когда в Одессе настали «окаянные дни», художник эмигрировал. В начале 1922 года он пишет из Константинополя своему американскому дядюшке — просит прислать ему вызов: «К сожалению, сейчас нельзя делать выбора, и выбирать Россию сейчас как поприще — значит выбрать смерть. Представить себе, что такое Россия теперь, человеческому уму невозможно. Это нужно увидеть собственными глазами, и только тогда можно понять».

Но с Америкой не получилось, и Фазини обосновался в Париже — Мекке художников. В городе его мечты тоже оказалось нелегко. В 1927 году отец извещает младших сыновей: «Получил от Сани письмо, из которого заключаю, что его дела незавидные». Тем не менее к началу 1930-х годов его живопись, балансирующая на грани абстракции и сюрреализма, пользовалась успехом. Современные французские искусствоведы называют Фазини «одним из исключительно интересных мастеров Парижской школы». Его работы экспонировались в Осеннем Салоне, Салоне Тюильри и Салоне Независимых, висели бок о бок с полотнами Клее, Люрса и Пикассо в галерее Вавен-Распай.

Эйфелева башня. 1930-е гг.

Илья Эренбург, подружившийся с Ильфом и Петровым, когда они приехали в Париж осенью 1933 года, вспоминал, что Ильф «разыскал своего брата, художника, давно уехавшего из Одессы, тот старался посвятить Ильфа в странности современного искусства». Братья не виделись больше десяти лет.

«Он занимается фотографией, и очень хорошо», — радуется Ильф, сам страстный фотограф, и дарит брату камеру Rolleiflex. Фазини оценил подарок по заслугам: «Я Rolleiflex очень доволен и чувствую, что скоро, скоро начну им делать хорошие фотографии на пластинки». Его друзья напишут потом Ильфу: «Воспользовавшись чудовищной и явно неестественной способностью нового аппарата фиксировать все даже ночью, он снимает друзей, знакомых, обстановку, в театре и на улице, днем и ночью»; или «Саша без памяти фотографирует и для этого мечется по всей Европе. Был в Бельгии, теперь мотнулся в Испанию». Фотосъемки «со все время хлопающим Rolleiflex» дают реальную возможность зарабатывать деньги: «Саше поручили заснять целый ряд фабрик, производящих разные химические продукты и имеющих свои отделения в нескольких странах, — писала в Москву жена Фазини. — Пригласили его как художника-фотографа модерниста с тем, чтоб все было готово к будущему году к выставке в Брюсселе, где его и «повесят». В июле месяце [1934 года] он снимал фабрики около Парижа, затем поехал в Бельгию, где был в трех городах и тоже хлопал...» В другом письме она сообщает, что муж «получил приказ, довольно лестный, отправиться в Эльзас и Лотарингию похлопать Вашим, принесшим ему счастье аппаратом».

Фотография. 1930-е гг.


Рекламные фотографии говорят сами за себя. Чистая, эффектная работа. Зоркий взгляд. Необычные ракурсы. Необычный выбор натуры. Художник-кубист проявляется и в фотографии. В окружающих ландшафтах он, как и Пикассо в своих фотографиях, ищет четко выраженные геометрические формы у снимаемого объекта. Контрастный свет выявляет плоскости, как бы доказывая реалистическую основу кубистического изображения в живописи. Новую фотографическую эстетику Фазини ищет в новых объектах съемки, характерных в 1920—30-х годах в живописи «новой предметности». Фотографические натюрморты напоминают живописные работы художников-кубистов. Игра с формой (шар и куб), фактурой и материалом дает новые средства для его художественного самовыражения в фотографии. Участвуя в живописных выставках вместе с Пикассо, наверняка происходило обсуждение художественных возможностей фотографии. Так, съемка Фазини городка с верхней точки превращает нагромождение крыш домов в абстрактный рисунок. Этот снимок созвучен фотографиям Пикассо реальных ландшафтов, в которых художник видел кубистические композиции.

В живописи и в фотографии Фазини все время находился на переднем крае. Многие его работы очень современны, как будто они созданы в наше время. Фотографии Фазини регулярно печатались в парижском еженедельнике «Vu» за подписью Al Fas. В 1937 году его художественные фотоработы с успехом экспонировались на Международной парижской выставке.

После смерти Ильфа в апреле 1937 года переписка братьев обрывается, а потом происходит самое печальное: 16 июля 1942 года Фазини с женой Азой были арестованы французской полицией. Концлагерь Дранси под Парижем, депортация из Франции 22 июля 1942 года. Оба погибли в Освенциме. Мекка художников обернулась для художника Голгофой.

Нельзя не заметить, что «братья Ф.» — пример исключительной одаренности, пристрастие к искусству было у них в крови. Знаменательно, что призванием всех четверых оказалась фотография: Фазини был фотографом-профессионалом, МАФ — любителем, Ильфа мы недавно «открыли» как тонкого лирического фотомастера (см. «Фототехнику и видеокамеры» №4/2002 г.), а младший, Вениамин, переживший братьев на полвека, оставил отличное фотонаследие — портреты и пейзажи.


Вид города с башни. 1930-е гг.
Композиция с африканской статуэткой. 1930-е гг. Фотография. 1930-е гг.








Фотографии. 1930-е гг.

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Lg Q6α в России - начались продажи новой модели смартфона с FullVision дисплеем
1 августа 2017
Новости

Lg Q6α в России - начались продажи новой модели смартфона с FullVision дисплеем

Компания LG (Electronics) объявляет о начале продаж первой модели из линейки LG Q6 ̶ смартфона LG Q6α, оснащенного премиальным FullVision дисплеем с соотношением сторон 18:9, функцией разблокировки через распознавание лица и широкоугольной селфи-камерой.

Размер — компактный. Возможности — колоссальные.
8 сентября 2014
Новости

Размер — компактный. Возможности — колоссальные.

Мельзеле, Бельгия, 3 сентября 2014г. Компания Pioneer начинает производство совершенно новых CD-микросистем с расширенными сетевыми функциями. Модели X-HM82 и X-HM72 оснащены множеством полезных возможностей, таких как чтение аудиофайлов высокого разрешения, поддержка Bluetooth, Wi-Fi, AirPlay, Spotify Connect, наличие порта USB и многое другое. Звучат микросистемы поистине бесподобно — что уже ожидаемо от производителя такого уровня.

Новые российские спутники связи «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2» выведены на орбиту
17 марта 2014
Новости

Новые российские спутники связи «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2» выведены на орбиту

Москва, 17 марта 2014 года. — Вчера с космодрома Байконур был успешно запущен ракетоноситель «Протон-М», который вывел на орбиту два новых российских спутника связи. Минкомсвязь России сообщает, что работоспособность спутников подтверждена — они успешно достигли заданной орбиты и раскрыли антенны связи. Новые космические аппараты «Экспресс-АТ1» и «Экспресс-АТ2» обеспечат граждан России вещанием на всей территории страны, а жители Сибири и Дальнего Востока получат доступ к новым российским и зарубежным телеканалам.

Prolink выпустил золотые «бананы» — новые акустические разъемы Banana
24 октября 2013
Новости

Prolink выпустил золотые «бананы» — новые акустические разъемы Banana

ООО «Дистрибуторская компания Графитек», Москва, 18 октября 2013 г. — Бренд профессиональной кабельной продукции Prolink, эксклюзивно представленный на территории России дистрибуторской компанией «Графитек», пополнил свою продуктовую линейку акустическими разъемами Banana, которые идеально подходят к недавно анонсированной новинке — акустическим кабелям Prolink.

«ММС» стал эксклюзивным дистрибьютором SOL REPUBLIC: льется драйв из наушников диджеев...
17 июля 2013
Новости

«ММС» стал эксклюзивным дистрибьютором SOL REPUBLIC: льется драйв из наушников диджеев...

Компания «ММС» объявляет о получении статуса эксклюзивного дистрибьютора портативных наушников известной торговой марки SOL REPUBLIC! Свою миссию этот молодой, но уже преуспевающий бренд видит в создании наибольшего вдохновения благодаря сохранению эмоций и драйва, изначально вложенных в композицию. Вот почему среди европейских и американских пользователей SOL REPUBLIC так много музыкантов и диджеев - они находятся на острие мейнстрима и первыми успели почувствовать «свежую струю».

Сборка HDR-панорамы в Adobe Camera RAW
30 ноября 2018
Советы

Сборка HDR-панорамы в Adobe Camera RAW

Собрать одну фотографию с расширенным динамическим диапазоном из нескольких - непростая задача. Но что если надо собрать панораму, каждая отдельная фотография которой выполнена в технике HDR? На словах кажется довольно сложным испытанием. Но на самом деле звучит это куда сложнее, чем делается.

World Press Photo 2011
29 марта 2011
Обзоры

World Press Photo 2011

Adam Pretty 1 st Prize Sport Stories Adam Pretty, Australia, Getty Images Sports portfolio: Thomas Daley of Great Britain competes in the preliminary of the Men’s 3 m Springboard diving event during the Youth Olympics at Toa Payoh Swimming Complex, Singapore, 22 August. Томас Дэйли из Великобритании выступает в отбо- рочных соревнованиях по прыжкам с трех- метрового трампли- на в плавательном комплексе Тоа Пайох во время молодеж- ных Олимпийских игр.

Лента визуальных искусств: лето будет горячим!
8 июня 2015
Новости

Лента визуальных искусств: лето будет горячим!

Как отдохнуть летом с пользой для любимого дела? Если любимое дело - фотографирование и художественная фотография, то тут и к бабке ходить не надо - смело шагайте в школу визуальных искусств к Наталье Ударцевой. Она всех определит по интересам - только не забудьте потом в нужном месте и в нужный момент кнопочку нажать на камере...

Обзор наушников-вкладышей Astrotec Lyra: хотите баса — втопите глубже, а холодная серединка и так охмурит…
20 марта 2015
Обзоры

Обзор наушников-вкладышей Astrotec Lyra: хотите баса — втопите глубже, а холодная серединка и так охмурит…

Всем привет, с такой весной скоро запоем — так что, готовьтесь слушать! Поэтому сегодня я хотел бы поведать про очень интересные наушники-вкладыши от китайской компании Astrotec, Lyra. Правда, форм-фактор вкладышей довольно противоречив. С одной стороны эти ушки не обременены шумоизоляцией, на оживленной улице услышите не только красивую музыку. Но с другой — вкладыши способны взять хорошую ноту — вплоть до качественного звука, что может оказаться весьма кстати в офисе или дома.

Встреча с Ольгой Ингуразовой
21 декабря 2017
Новости

Встреча с Ольгой Ингуразовой

26 декабря в Школе визуальных искусств состоится встреча и лекция независимого документального фотографа Ольги Ингуразовой. Эта лекция — диалог будет особенной. Приходите и узнавайте первыми о том, о чём все остальные начнут догадываться только в новом году! Начало в 19.00