Размер имеет значение

В прошлом номере мы писали о том, как улучшить свои снимки в цифровой фотолаборатории. Мы говорили о кадрировании, тонировании и восстановлении фотографий. В принципе мы обсудили все наиболее часто востребованные услуги и возможности. Все, кроме одной — увеличения.

Вопрос, каким форматом печатать выбранную фотографию, стандартным 10х15 или почти плакатным 30х40, для большинства фотолюбителей возникает не часто. Мы, не задумываясь, отмечаем на бланке заказа «10х15», рассовываем фотографии в альбомы и лишь изредко вспоминаем о них. Однако все это до тех пор, пока нам не захочется сделать что-нибудь особенное, например напечатать БОЛЬШУЮ фотографию — для подарка, для самоутверждения, для оформления стен после долгожданного ремонта или вообще просто так.

Тема большой (в плане формата) фотографии обширна. Она включает в себя как вопросы чисто технического плана, то есть используемой аппаратуры, печати, так и вопросы эстетики, восприятия. И это не случайно, ведь подходя к фотографии с этих позиций, мы вплотную приближаемся к искусству. Поэтому, чтобы не сбивать читателя с толку, мы разделили статью на две части — техническую и творческую, где постарались коснуться всех основных моментов.

Часть первая. Техника

Идея была проста. Поскольку наша статья ориентирована в первую очередь на любителей, то имеет смысл рассматривать только автоматическую печать, то есть печать в мини-фотолабораториях — минилабах (существует еще ручная печать и широкоформатная), а максимальный формат, который поддерживает минилаб — 30х45. И если он не кажется вам большим — не волнуйтесь, этого размера вполне хватит для поставленных нами целей.

Аналоговая (слева) и цифровая (справа) печать формата 30х40. Реальные фрагменты, камера Samsung Fino 30S (AF)

После выбора формата осталось выбрать лабораторию и определить, какого типа она будет — цифровая или аналоговая. С одной стороны, мы так много пишем о безграничных возможностях цифровых минилабов, что вспоминать аналог у нас вроде бы нет причин. «Цифра» и резкость недостающую «поднимет», и зерно (которое на больших отпечатках заметно очень сильно) «подавит». Но с другой стороны, стоимость услуг печати на цифровом минилабе в два-три раза больше, чем на аналоговом, и для отпечатка 30х40 составляет в среднем 100—150 рублей. Стоит ли переплачивать, и сопоставимо ли качество печати? Ведь известно, что большинство минилабов в любительских фотоцентрах имеют, мягко говоря, неважную юстировку и очень часто могут «мылить» изображение. И если при печати 10х15 это может быть не так заметно, то при большем увеличении «вылезают» все огрехи настройки и объектива минилаба.

Мы решили напечатать один и тот же набор негативов на цифровой машине и на аналоговой. Фотографии печатались тремя форматами (10х15, 20х30 и 30х40); сделано это было для того, чтобы проследить — при каком увеличении станут впервые заметны различия. Для съемок мы использовали негативную пленку Kodak professional Portra 160 VC.

Параллельно с этим мы решили наглядно показать читателям, особенно тем, кто находится на стадии выбора фотоаппарата, насколько различаются фотографии, сделанные разными классами камер, и есть ли принципиальная разница. Решение это вполне объяснимо, ведь формат отпечатка 20х30, а тем более 30х40 (то есть практически предельные для малоформатной пленки), позволяет оценить возможности вашей фотоаппаратуры. Поэтому мы сняли один и тот же сюжет на четыре принципиально разные камеры и напечатали полученные снимки.

Использовались камеры:

• компактная — Samsung Fino 30S (AF). Объектив 30/5.6; выдержка 1/125; автофокус. Было интересно, как цифровая машина справится с заведомо нерезкой картинкой;

• цифровая — Casio QV-3500 EX. 3,3 МП, объектив Canon 7-21/2,0-2,5. В принципе максимальный формат для 3МП — это 13х18, но многим этого кажется недостаточно, поэтому мы решили проверить, что будет с картинкой в 30х40;

• 35-мм зеркальная — Pentax MZ-6. Объектив SMC Pentax 28-105/3,2-4,5 IF AL. Споры по поводу качества зумов не утихают, а большой формат — это реальный способ в них поучаствовать!;

• 35-мм зеркальная — Leica M4. Объектив Summicron 50/1.2. Кроме того, что это «Leica», нам сказать нечего.

Сюжет снимался на фокусном расстоянии 50 мм (кроме Samsung — 30 мм), а в случае Casio — на «фокусе», эквивалентном 50 мм.

Предупредим: в планы авторов не входило сравнивать эти четыре камеры, и приводимые фотографии носят не тестовый, а иллюстративный характер.

Анализ результатов и выводы

Отсняв весь материал, мы отправились на поиски лаборатории. И если с выбором цифровой машины проблемы не возникло, то найти хороший аналоговый минилаб с возможностью печати 30х40 оказалось не так просто. Почти во всех любительских центрах такие форматы не печатали, а профессиональные центры в большинстве своем уже перешли на цифровые машины. Перспектива эта показалась довольно радужной, вот только происходит так, по-видимому, пока только в Москве и Санкт-Петербурге.

В конце концов, аналоговый минилаб был найден, и все фотографии успешно напечатаны.

Напоминаем, что мы провели частичные испытания, то есть фотографии печатались один раз на двух машинах (цифровой и аналоговой), которые были выбраны случайным образом.

На иллюстрациях мы приводим фрагменты фотографий в их натуральную величину. Мы постарались свести к минимуму возможные искажения в цвете и резкости, однако адекватная передача фотографии не всегда возможна средствами полиграфии.

Итак, что у нас получилось:1. Разница в резкости между отпечатками с цифровой машины и аналоговой заметна лишь при пристальном изучении, причем независимо от формата эта разница имеет одинаковый порядок.2. Зерно на отпечатках с цифровой машины меньше, чем с аналоговой, однако заметно это лишь при рассматривании, что называется, «под лупой».3. Цвета и плотности на отпечатках различаются мало.4. Фотография с цифровой камеры, напечатанная форматом 30х40, не производит впечатления чего-то ужасающего, несмотря на то, что «вылез» пиксель и стал заметен завышенный программный уровень резкости.

Что можно сказать в итоге? Аналоговая фотопечать (даже на любительском уровне) не сильно уступает цифровой. Разница в отпечатках принципиальна лишь в случае повышенных требований к качеству. Так что если вы не нашли поблизости цифровой фотолаборатории — не расстраивайтесь, минилабы предыдущих поколений никто не собирается сбрасывать со счетов.

О принципиальном улучшении фотографии цифровой машиной тоже говорить не приходится. Если кадр заведомо не очень детальный и резкий, то небольшое «косметическое» улучшение вряд ли скажется на его качестве. Основное преимущество «цифры» в данном случае — это гарантия того, что фотография ничего не «потеряет» в процессе печати.

С точки зрения визуального восприятия (см. соответствующий раздел второй части) фотографии больших форматов действительно приобретают «второе дыхание» и воспринимаются совершенно иначе.



Pentax MZ-6, Casio QV-3500 EX, Leica M4, Samsung Fino 30S (AF)

Часть вторая. Творчество

Шаг к тому, чтобы сделанная вами фотография была соответствующим образом напечатана и оформлена — шаг правильный. Мы, в свою очередь, стараемся поддерживать вас на этом пути и приводим в пользу него определенные доводы вкупе с теоретической информацией.

Восприятие фотографии

В вопросе восприятия фотографии, то есть восприятия ее размера, а соответственно и дистанции рассматривания, не существует единого мнения. Неоспоримо одно — любой, кто фотографирует, хочет, чтобы его работы оценивали адекватно его собственным ощущениям, чтобы то настроение, которое он испытывал во время съемки, передалось зрителю. Одним из элементов такой «передачи» является размер отпечатка.

Говорено-переговорено на эту тему уже достаточно. Каждый фотограф уже давно определил для себя, как и какого размера он будет печатать, но для тех, кто только решается напечатать нечто большее, чем 10х15, этот вопрос представляется или слишком сложным (насколько формат зависит от сюжета, фокусного расстояния и т.д.), или слишком простым (печатайте все большое и баста!).

В идеале фотография должна правильно передавать глубину пространства (если она, конечно, не искажена специальным способом, например FishEye’ем), а это зависит от многих факторов, основные из которых — фокусное расстояние объектива, через который проводилась съемка, и дистанция рассматривания, которая, в свою очередь, увязана с особенностями зрения. Поясним. Человеческий глаз — это оптический инструмент, способный рефлекторно «приспособливаться» в зависимости от расположения и размеров предмета. Это приспособление глаза называется аккомодацией.

У человека с нормальным зрением область аккомодации лежит от 25 см (расстояния наилучшего зрения) до бесконечности. В этой области глазу, а значит и человеку, комфортно.

Фотограф Игорь Ефремов (http://hobbymaker.narod.ru/) приводит на эту тему довольно интересную таблицу. Она увязывает масштаб изображения, фокусное расстояние и дистанцию рассматривания.

Ефремов строит свои рассуждения на высказывании Якова Перельмана, автора классической «Занимательной физики» (книга 1, глава девятая), который пишет: «Столь же важно ... правило — держать снимок в надлежащем расстоянии от глаза; в противном случае нарушается правильная перспектива. ...Для получения полного впечатления надо рассматривать снимок под тем же углом зрения, под каким объектив фотоаппарата «видел» снимаемые предметы». Исходя из этого положения автор вычисляет (математические расчеты мы, по понятным причинам, не приводим) оптимальные расстояния, с которых следует рассматривать фотографию».

Таблица эта, конечно, не носит строго рекомендательного характера, но позволяет прояснить некоторые вещи или же прогнозировать наименьший оптимальный формат фотографии. Например, для нашей «мыльницы» Samsung с объективом f30 мм наименьшим форматом будет 20х30! А кто, скажите, будет печатать с нее такие форматы? А ведь по-другому адекватно оценить сделанную фотографию (следуя рекомендации Ефремова) не получится. Может быть, именно поэтому большинство «мыльничных» фотографий кажутся нам столь невыразительными? Конечно, это лишь одна из теорий, но, на наш взгляд, она представляет немалый интерес и уж точно огромное поле для экспериментов.

Оформление

Любое произведение искусства требует соответствующего оформления, а особенно если это огромная фотография, которая не влезает не то что в альбом, но даже в ящик стола. Оформить фотографию просто: для этого нужно всего лишь отдать ее в багетную мастерскую. Особой фантазии и умений такой поступок не требует, зато требует определенного вложения средств. К примеру, полностью оформленная фоторабота 20х30 (рамка, паспарту, подложка, стекло) вам обойдется порядка 700 рублей, а 30х40 — около тысячи. Поэтому для людей с фантазией, желанием, временем и прочим мы дадим несколько рекомендаций по оформлению.

Паспарту



Паспарту — это область между изображением и рамой, которая представляет собой плотный картон (самых разных цветов) и служит для улучшения восприятия изображения и защиты его от физических воздействий, например контакта со стеклом.

Паспарту различаются двумя основными характеристиками — цветом и размером.

Цвет. Правильно подобрать цвет паспарту — это половина всего дела и наиболее сложная его часть. Ведь в идеале цвет должен не отвлекать внимания зрителя, а наоборот, акцентировать его, по возможности проявляя тональный «рисунок» вашей фотографии.

В черно-белой фотографии наиболее оправданным решением является белый цвет и оттенки серого, черное же паспарту может зрительно уменьшать изображение (выступая в роли дополнительной «рамки») или восприниматься как нечто негативное. Серый цвет, хоть и является в большинстве случаев оптимальным, но все же делает некоторые сюжеты скучными и невыразительными.

Для цветной фотографии цвет паспарту чаще всего выбирается неброский — здесь наилучшим образом подходят пастельные тона. Обычно этот цвет подбирается в тон к какому-либо элементу изображения. Это очень действенный способ для распределения внимания зрителя.

Размер паспарту и рамы. Самый простой способ поместить изображение в раму — это выбрать ее на один «размер» больше, чем сама фотография. То есть для фотографии 15х21 взять раму 20х30, а для 20х30 — 30х40 и т.д. В пространство между рамой и снимком как раз встанет ваше паспарту. Этот способ простой, да, но это не значит, что он единственно верный. Более правильно будет сначала определиться с шириной полей паспарту, а уж затем подбирать раму. Но делать это уже придется на заказ.

Рекомендаций по выбору ширины полей существует великое множество. Вот, например, какие приводит уже упомянутый нами Игорь Ефремов. Он пишет:1. Маленькие поля практически не выполняют никакой функции. Они просто зрительно сливаются с физической рамой. Очень широкие поля во многих случаях также неуместны, так как чрезмерно большое паспарту может отвлекать внимание от самого изображения.2. Ширина бокового поля, как правило, находится в пределах от 1/3 до 1/2 узкой стороны изображения. Левое поле должно быть равно правому. Верхнее поле часто выбирают примерно такого же размера, что и боковые поля. Нижнее поле делают несколько больше.3. Для вертикальных фотографий с соотношением сторон a/b = 2/3 неплохо работают следующие формулы: боковые поля = a/3; верхнее поле = b/5; нижнее поле = b/3. Эти соотношения позволяют определить не только размер паспарту, но и расположение самого изображения.

Рама

Выбор рамы — очень ответственный этап.

По существу это связующее звено между интерьером, где будет висеть фотография, и ее сюжетом. Увязать их вместе непростая задача, а имеющиеся в продаже рамки — это всегда компромисс. Поэтому, если вам действительно необходимо правильно подобрать раму (а уже тем более сделать ее под нужный размер), — зайдите в багетную мастерскую. Там методом подбора вы, вероятнее всего, найдете нужный вариант и уж точно услышите совет специалиста.

Заключение

Человек, который первый раз напечатал «большую» фотографию, начинает с некоторым сомнением смотреть на свои 10х15. Уже не все устраивает его, снимок кажется таким маленьким и производит совсем другое впечатление. Так и должно быть. Вполне возможно, что фотолюбителю вскоре потребуется новый альбом, ну хотя бы для фотографий 15х21...



Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Фотограф Всеволод Тарасевич: сумашедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли»
3 сентября 2014
Обзоры

Фотограф Всеволод Тарасевич: сумашедшая жизнь от «Формирования интеллекта» и до «Края земли»

Сейчас я сам в возрасте, который намного превосходит возраст Всеволода Сергеевича Тарасевича, когда он бурлил идеями, открывал и закрывал «новые пути». Но, оглядываясь назад, хочу сказать: если бы мы (я имею в виду еще и Копосова), не подпитывались сумасшедшей энергией Тарасевича, мы наверняка многого бы не дополучили в своем понимании, а, следовательно, и в отношении к фотографии. А если брать шире, то и в понимании всей природы творчества. Настоящее творчество — это горение, граничащее чуть не с сумасшествием. Недаром же говорят, что истинная гениальность — такая же ненормальность, как и упомянутый мной недуг…

ARCHOS объявляет о старте продаж в России нового смартфона 50f Neon
17 мая 2017
Новости

ARCHOS объявляет о старте продаж в России нового смартфона 50f Neon

Компания ARCHOS, европейский производитель мобильных устройств и «умных» гаджетов, объявляет о выходе смартфона ARCHOS 50f Neon на российский рынок. Новый смартфон отлично подходит для просмотра мультимедийного контента, поэтому пригодится всем любителям летних путешествий. Кроме того, летнее настроение пользователям помогут создать и сменные задние панели ярких цветов.

В ногу с прогрессом
23 мая 2006
Новости

В ногу с прогрессом

Наверное, никто из наших читателей не будет спорить с тем, что беспроводные домашние аудиовидеосистемы гораздо удобнее, чем традиционные. Преуспевают в создании таких систем в первую очередь компании, занимающиеся выпуском компьютерного оборудования: сразу же стоит вспомнить протокол беспроводной передачи данных Wi-Fi (IEEE 802.

Canon представляет сервис по обновлению встроенного ПО камеры EOS 5D Mark IV
20 апреля 2017
Новости

Canon представляет сервис по обновлению встроенного ПО камеры EOS 5D Mark IV

Москва, Россия, 20 апреля 2017 г. Сегодня компания Canon мировой лидер в области решений для работы с изображениями, объявила о выпуске обновления встроенного ПО камеры EOS 5D Mark IV, созданного с учетом пожеланий профессиональных фотографов и видеооператоров со всего мира. Это обновление включает стандартный для камер серии Cinema EOS профиль Canon Log (C Log), который обеспечивает расширенный динамический диапазон и более удобную цветовую коррекцию.

Тест зеркального фотоаппарата Sony SLT-A58: эта камера очень выручала, когда в дикой природе требовалась суперскоростная съемка или дальнобойная оптика
27 июля 2013
Тесты

Тест зеркального фотоаппарата Sony SLT-A58: эта камера очень выручала, когда в дикой природе требовалась суперскоростная съемка или дальнобойная оптика

Компания Sony с завидной частотой представляет модели камер с электронным видоискателем и полупрозрачным зеркалом, рассчитанные на использование сменной оптики. Прошлым летом мы знакомились с фотоаппаратом Sony SLT-A57, но уже этой весной разработчики представили новую модель – Sony SLT-A58. Инженеры и маркетологи компании ищут новые решения в деле создания универсальной фотокамеры завтрашнего дня, пытаются найти такое сочетание функций и возможностей, которое смогло бы понравиться большому кругу фотолюбителей. Попробуем разобраться, насколько это удалось в новой модели и чем она отличается от предшественницы, ведь сегодня на полках магазинов они стоят рядом по очень похожей цене.

Необычный макрообъектив Laowa 24 мм f /14
11 октября 2018
Новости

Необычный макрообъектив Laowa 24 мм f /14

Объектив, разработанный компанией Venus Optics, позволяет приблизиться к объекту на очень близкое расстояние, а также вести съёмку в местах, которые труднодоступны для обычного макрообъектива. Он рассчитан на работу с полнокадровыми сенсорами и выпускается для креплений Canon EF, Nikon F, Sony E и Arri PL.

Новые фотокамеры линейки COOLPIX наделяют волшебством каждый кадр и снимают даже ускользающие моменты
12 января 2014
Новости

Новые фотокамеры линейки COOLPIX наделяют волшебством каждый кадр и снимают даже ускользающие моменты

Компания Nikon представила три новые компактные фотокамеры семейства COOLPIX: модель COOLPIX S3600 с 8-кратным оптическим зумом и разрешением 20 мегапикселей, выполненную в разных цветовых решениях, COOLPIX S6700 с 10-кратным оптическим зумом, разрешением 20 мегапикселей и системой подавления вибраций (VR), а также фотокамеру COOLPIX S2800, оснащенную 20-мегапиксельной матрицей и 5-кратным оптическим зумом, которую легко носить с собой повсюду. Эти модели позволяют добиться высокой детализации изображений, которые можно получить одним нажатием кнопки. COOLPIX S3600 с прекрасной резкостью, COOLPIX S6700 с большим зумом и впечатляюще простая в обращении модель COOLPIX S2800 позволят легко создать идеальные снимки

Внутриканальные наушники Etymotic HD-5: безопасная музыка «солнечных зайчиков»
9 декабря 2016
Обзоры

Внутриканальные наушники Etymotic HD-5: безопасная музыка «солнечных зайчиков»

Вот и к нам пришел праздник! Осталось найти желтые шаровары, красный нос и кепку в шашечку. Веселые желтые ушки у меня уже есть. И пусть вас не смущает их простой «конфетный» вид – это совсем новые накладные наушники Etymotic. Модель из серии Safety (то есть безопасные) от горячо любимого бренда. Стоит закрыть глаза, и праздник утихает, потому что я ничего более не слышу, когда погружаюсь в музыку. Сегодня глубоко и отрешенно слушаем Etymotic HD-5. Приглашаю!

Фотовыставка Ольги Володиной "M2F"
17 октября 2017
Новости

Фотовыставка Ольги Володиной "M2F"

20 октября в Галерее Классической Фотографии откроется выставка "M2F", где будут представлены фотографии моделей-трансгендеров в жанре классического черно-белого ню.

Все лучшее - в экране
31 августа 2003
Новости

Все лучшее - в экране

Новые LCD-телевизоры Hyundai обладают стильным дизайном, имеют высокую четкость изображения, контрастность и яркость, а также обладают широким диапазоном автовольтажа, что позволяет эксплуатировать их без каких-либо дополнительных стабилизаторов питания. Рассмотрим эти, безусловно, интересные новинки более подробно.