Паула. Фотография по памяти

Направления современного искусства пробегают бегом на скорости скользящего взгляда. Эксцентричный карнавал, тысячи костюмов, маскарад культур, жанров, стилей, техник. Придуманная иллюзия, составленная из новых идей, заимствованного антуража, современных аксессуаров и прочих ингредиентов. Эти или взаимодействующие, или взаимоисключающие элементы замещают мифопоэтическое содержание старого европейского искусства и отстраняют злободневную коммерческую цель. Постмодернизм сосредоточился на регистрации и исследовании области их наложения. Выбор Хендрика Керстенcа — искусство старых голландских мастеров и современный портрет.

Текст: Ольга Аверьянова, куратор проекта

 

 

Когда же компания Epson (мой постоянный выставочный и творческий спонсор) подарила мне сканер Perfection V10/V100 Photo (без встроенного слайд-модуля), процесс сканирования лиц намного упростился. Этот сканер легкий и удобный для переноски на дальние расстояния, а конструкция крепления позволяет открывать крышку на 90º и 180º. Но главное преимущество в том, что его можно ставить вертикально. После этого моими моделями стали не только я и мои домочадцы, но и друзья, коллеги-фотографы, да и просто знакомые люди, которым интересно было увидеть себя в новом изобразительном формате.

Первые скан-портреты я делала довольно спонтанно и нерегулярно. Но с годами все глубже и серьезней погружалась в творческий процесс. Тогда же пришла идея двух проектов — «Преображение» и «Идентификация», над которыми продолжаю работать и сейчас. Целью проекта «Преображение» стало исследование возможностей взаимодействия живописи и фотографии, точнее, изобразительная перекличка портретных образов, написанных художниками прошедших веков, с фотографическими портретами моих современников, выполненных в современной технике сканографии.

Еще это попытка найти эмоционально-психологические связи между людьми разных эпох и создание новых образных аналогий во временном сопоставлении. А проект «Идентификация» — это перенос и художественное проецирование знакомых лиц в новые смысловые, эмоциональные и художественные контексты. Длительная выдержка при съемке (и в большинстве случаев закрытые глаза) позволили сосредоточить внимание на внутреннем состоянии моих персонажей.

 

 

Мягкий «северный свет» тонко лепит лицо девушки. Отстраненный взгляд завораживает зрителя… Галерея работ Хендрика Керстенcа — портреты дочери фотографа. Мечтательная или невозмутимая, подавленная, гордая или скромная, сильная, но слабая — Паула взирает с «полотен» нидерландского мастера, представленных на выставке. Дама в замысловатых головных уборах: с белым полиэтиленовым кульком на голове с приподнятыми ручками, что придает ему форму старинного чепца, то в покрывале, наброшенном на голову на манер монашеского покрова, то ее волосы обмотаны упаковочной пленкой как чалмой или затянуты сеткой. Контемпоральность и, одновременно с тем, вечная красота — вот чем привлекают творения Керстенса, и изобретательности его, кажется, нет придела.

Сегодня тенденциозность и гигантомания художественной фотографии обращена к темам актуальным, которые касаются острых проблем глобализации и сложности социальных отношений в нашем политкорректном, но не очень толерантном мире. Возврат к первичным и важнейшим художественным ценностям для многих авторов уже не представляет интереса. Обращение к прошлому — диалог с традициями классического визуального наследия, кстати, своей страны, своего рода попытка поиска гуманизма, давно уже потерянного.

Новизна ранней нидерландской живописи заключалась, с одной стороны, в скрупулезном «описании» поверхностей объектов, а с другой стороны, в особой пластичности, достигавшейся за счет точно подмеченных и удачно применяемых световых эффектов. Именно поэтому фотограф, основным средством выразительности которого является свет, так удачно «вписался» в линейку старых мастеров. Картина по фотографии — известный трюк, Керстенс делает фотографию по картине, или, вернее, по воспоминаниям о ней, ее «памятному слепку»..

У него всего лишь одна героиня, которую от наблюдает в течение всей ее жизни. Работая над серией «Паула», фотограф создает монопортрет одного человека. Керстенс примеряет ей бутафорские наряды, как будто разыгрывает детский спектакль для дочки, но время — главный режиссер. Время историческое, к которому обращается фотограф, и время человеческое, время, на протяжении которого он снимает Паулу. Девушка становится объектом и субъектом эпохального и одновременно современного контекста.

Современный фьюжн: психологический портрет и «художественная реконструкция» жанра. Должен ли зритель отгадать авторские ремарки, искать параллели с работам тех или иных великих голландцев? В этом нет необходимости. Здесь нет прямой артикуляции. По сути, ключом к «историзму» стали прототипы дамских головных уборов Ренессанса и барокко.

«Современность», в том числе современное искусство, начинается, как известно, с нового отношения к вещам. Но только реалистическая эстетика — а фотография этому во многом поспособствовала — обеспечила обыденной, простой вещи функцию выражения ценности, которой раньше наделялись лишь предметы культа или произведения искусства. На вершине моды старой Европы всегда были головные уборы. На Пауле конусообразный геннин из абажура, чепец из алюминиевой фольги или салфетки, полотенце, повязанное в виде круселера.

 

 

Классическая форма национального чепца воплощала представление голландцев о женской добродетели и красоте. Вот на Пауле что-то, напоминающее роскошный «мельничный жернов», — так назывался большой кружевной воротник, который с удовольствием носили и мужчины, и женщины во Фландрии вплоть до XVIII в. Все эти многочисленные интерпретации — нелепые «подделки» — не раздражают, а, напротив, заставляют зрителя думать об изощренной культурной иронии, с которой автор обращается с великим своим наследием, оставаясь при этом совершенно серьезным.

Керстенс оставил нам настоящее лицо Паулы без грима, моды, феминизма! Ее светлая кожа, руки и плечи словно выхвачены из темноты. Да ведь это алебастровая маска, которая не то чтобы приросла к лицу — она поглотила его так, что снять ее не представляется возможным. Та самая, доставшаяся от великих голландцев. Керстенс как будто бы опровергает расхожее мнение, что камера никогда не врет, — его камера лукавит, выдавая вымысел за реальность, а реальность за вымысел. Но разве не в этом смысл настоящего искусства?

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Запретный плод стал сладок с усилителем для наушников FiiOi1
23 июня 2017
Новости

Запретный плод стал сладок с усилителем для наушников FiiOi1

В самый разгар лета компания FiiO спешит вас обрадовать новым усилителем для наушников FiiOi1. Любителям «яблочной» техники такое чудо устройство придется по вкусу. Ведь как приятно осознавать, что i1 подойдет не только для iPhone ,но и для iPod, iPad, и для других устройств Apple.

Audio Technica дарит максимально реалистичный звук в компактном корпусе.
1 августа 2017
Новости

Audio Technica дарит максимально реалистичный звук в компактном корпусе.

Один из ведущих производителей мирового уровня в сфере высококачественного аудио оборудования представляет две обновлённые модели проводных наушников-вставок ATH-LS70IS, ATH-LS50ISYL.

Samsung представляет SMART камеру Samsung WB35F: младший пошел...
12 января 2014
Новости

Samsung представляет SMART камеру Samsung WB35F: младший пошел...

Компания Samsung Electronics представила пополнение в семействе компактных зум-камер линейки WB — Samsung WB35F. Новая камера оснащена мощным 12х оптическим зумом и 16Мпикс матрицей, что позволяет получать четкие снимки с отличной цветопередачей. Портативная WB35F с большим зумом позволяет получать великолепные снимки и мгновенно делиться ими через NFC и Wi-Fi

Новые телевизоры TOSHIBA L54 скоро в России
5 августа 2014
Новости

Новые телевизоры TOSHIBA L54 скоро в России

Москва, 5 августа 2014г. — компания Toshiba анонсирует скорое поступление на российский рынок новой линейки Full HD телевизоров L54 с поддержкой 3D и функций Smart TV. В ассортименте представлены телевизоры с диагональю 102 см (40 дюймов) и 122 см (48 дюймов). Модели этой серии имеют привлекательную цену и идеально подойдут семьям, желающим получить максимум впечатлений при просмотре кино во всем великолепии красок и звука. Новики подарят пользователям много возможностей для интерактивного отдыха, включая перевод 2D изображения в 3D и доступ к Интернет прямо с экрана ТВ.

Валерий Плотников. История одной фотографии
17 ноября 2003
Обзоры

Валерий Плотников. История одной фотографии

В 1975 году фирма грамзаписи «Мелодия» решилась выпустить первый полноценный диск Владимира Высоцкого. Вернее даже целых два диска-«гиганта», как тогда говорили. Причем один диск был целиком напет самим Высоцким, а второй — наполовину Владимиром Высоцким и наполовину Мариной Влади, но песни Володя специально сочинил для нее.

Добавь мощи!
8 декабря 2004
Новости

Добавь мощи!

SPL Z4X-600 Series II SPL Z4X-600 представляет линейку усилителей младшей Серии II. Усилители SPL Series II разработаны и сконструированы для энтузиастов, испытывающих острый дефицит звукового давления, а также для широкого круга любителей качественного и мощного звука в автомобиле. Повсеместно использованные в Series II модернизированные компоненты специально разработаны в расчете на жесточайшие условия соревнований по автозвуку, поэтому в «обычных» условиях готовы стабильно работать в течение продолжительного времени.

Sony пополняет семейство полнокадровых объективов FE новыми моделями
13 апреля 2016
Новости

Sony пополняет семейство полнокадровых объективов FE новыми моделями

Sony представляет два новых полнокадровых объектива для своих камер с байонетом E, это телефото зум-объектив FE 70-300мм F4,5-5,6 G OSS и объектив 50мм F1,8 с фиксированным фокусным расстоянием. Новый зум-объектив FE 70-300мм F4,5-F5,6 G OSS впервые в линейке объективов Sony α с байонетом E достигает фокусного расстояния 300 мм, обеспечивая во всем диапазоне высокое разрешение и отличные общие оптические характеристики. Новый объектив 50мм F1,8 с фиксированным фокусным расстоянием отличается чрезвычайной компактностью, малым весом и невысокой ценой, что делает его идеальным выбором для тех, кто хочет за умеренную цену исследовать преимущества светосильного прайм-объектива.

Серия штативных головок Novoflex ClassicBall
28 февраля 2018
Новости

Серия штативных головок Novoflex ClassicBall

Серия штативных шаровых головок Novoflex ClassicBall состоит из моделей CB 2, CB 3 II и CB 5 II, которые позволяют работать с камерами весом до 5, 8 и 12 кг соответственно. В перевернутом виде ClassicBall может использоваться как панорамная головка, при этом встроенный пузырьковый уровень помогает выравнивать камеру в соответствии с горизонтом.

Флагманский смартфон LG G2 появится в сетях более чем 130 операторов связи
9 августа 2013
Новости

Флагманский смартфон LG G2 появится в сетях более чем 130 операторов связи

НЬЮ-ЙОРК, 7 августа 2013 г. — Компания LG Electronics (LG) сегодня представила свой новейший флагманский смартфон LG G2, первый смартфон в новой серии премиальных устройств «G», воплощающей стремление LG внедрять инновации, ориентированные на пользователей. Около 700 гостей из более чем 30 стран собрались в знаменитом зале Frederick P. Rose Hall центра Home of Jazz at Lincoln Center в Нью-Йорке на мировую презентацию этого устройства. Созданный на основе изучения компанией LG стиля жизни и предпочтений пользователей, смартфон предоставляет ряд преимуществ, ценных в повседневной жизни, таких как эргономичный дизайн, удобные практичные функции и интуитивно понятный интерфейс.

Киллер iPhone уже в России: тест смартфона Le Pro3
4 марта 2017
Тесты

Киллер iPhone уже в России: тест смартфона Le Pro3

Можете не сомневаться,в аппаратной начинкеLe Pro3 блистает звездой первой величины. Быстрый «интеллект»новинки основан на топовом процессореQualcommSnapdragon 821 (MSM8996 Pro). Пока он не получил массового распространения и используется в ограниченном наборе смартфонов, например, GooglePixel XL, OnePlus 3T, Xiaomi Mi5S Plus, AsusZenFone 3 Deluxe.