На главную страницу
 На главную страницу | Товары | Все публикации | Конференция | Карта сайта |
 
ПОИСК ПО СЕРВЕРУ
Введите слово для поиска
Расширенный поиск
НАШИ ЖУРНАЛЫ
Video&Audio
АвтоДела
Бытовая техника
Все для спорта и отдыха
Домашняя аптека
Компьютеры и программы
Образование и карьера
Семейная психология
Техника для бизнеса
Фототехника и видеокамеры
Все для стройки и ремонта
Инструменты
GardenTools
Косметика и парфюмерия
СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
Стиль и мода - обувь
РАЗДЕЛЫ СЕРВЕРА
Конференция
Каталог товаров
О нас
КОНТАКТНАЯ ИНФОР.
Контакты
Где купить журналы?
 
 Автор: Сергей ДУБИЛЬЕР  ЖУРНАЛ: Фототехника и видеокамеры  23'2001

Чувствительная Вы наша!

Пленок на рынке присутствует огромное количество, и разобраться в этом многообразии, на первый взгляд, практически невозможно.

Но, оказывается, все не так уж и сложно, если рассматривать все по порядку.

Начнем с описания форматов (размеров) пленок.

ФОРМАТЫ

Самая распространенная на сегодняшний день - это пленка "тип 135", представляющая собой кинопленку шириной 35 мм, перфорированную с обеих сторон. Поставляется она чаще всего заправленной в металлические одноразовые кассеты, оснащенные DX-кодом. Стандартная длина этих пленок - 12, 24 и 36 кадров размером 24х36 мм. Встречаются также пленки "тип 135" и другой длины, например - 8, 15, 27, 38 кадров. Указанное на упаковке количество кадров - это, как правило, рабочие кадры, а для заправки в аппарат дополнительно выделено 4 кадра в начале пленки (они обозначены, например, как "ХХ", "Х", "00" и "0") и один кадр - в конце пленки (обозначен как "Е"). На использование пленок "тип 135" рассчитано большинство как профессиональных, так и любительских аппаратов. Поэтому ассортимент пленок этого типа - самый широкий.

Фотоаппараты новой системы APS (Advanced Photo System), появившейся несколько лет назад и предназначенной для любительской фотографии, в нашей стране не получили распространения. По этой причине и пленки формата IX240, используемые в системе APS, для нас - не больше, чем экзотика. Еще меньше, чем IX240, распространены любительские пленки практически вымерших ныне типов 110 и 126.

Профессионалы, кроме пленок "тип 135", также используют и пленки типов 120 и 220. "Тип 120" представляет из себя неперфорированную пленку шириной 61,5 мм, приклеенную началом к бумажной ленте ("ракорду"), вдвое большей длины, чем сама пленка. Ракорд предназначен для защиты пленки от света при зарядке в аппарат. Весь это "бутерброд" размещается на пластмассовой катушке. На ракорд также нанесены отметки для правильного позиционирования пленки при протяжке ее вручную в аппаратах ранних выпусков. Пленки "тип 220" отличаются от пленок "тип 120" вдвое большей длиной за счет того, что ракорд приклеен только к началу и концу пленки.

Форматные (листовые) фотоматериалы предназначены для фотоаппаратов с размером кадра 9х12 см и больше и используются исключительно профессионалами.

НЕГАТИВНЫЕ И ОБРАЩАЕМЫЕ

Пленки делятся на негативные и обращаемые, цветные и черно-белые.

Проявленная обращаемая пленка уже сама по себе представляет собой конечный продукт - диапозитив (слайд). Термин "слайд", правда, не совсем тождественен понятию "диапозитив" - он описывает диапозитив, оправленный в рамку. Но этот термин уже достаточно прижился в нашем языке (примерно так же, например, копировальные аппараты, независимо от происхождения, называют "ксероксами"). Слайды можно использовать для разных целей - в том числе с них можно даже печатать фотографии, правда, для этого используются уже гораздо более дорогие материалы и более сложные процессы. Но основное применение слайдов - это проекция на экран при помощи диапроектора и сканирование для целей полиграфии.

В отличие от слайда, негатив (проявленная негативная пленка) - это результат промежуточный. Как конечный продукт негативная пленка практически не используется (разве что иногда в журналистике, когда сканируется негатив), а основное назначение негативной пленки - это печать фотографий.

Негативные пленки, в свою очередь, делятся на цветные и черно-белые. Единственная на сегодняшний день обращаемая черно-белая пленка производится компанией Agfa - Agfa Scala 200. Эта пленка обрабатывается только в специализированных лабораториях по своему уникальному процессу. К сожалению, в нашей стране таких лабораторий нет, поэтому пленка Agfa Scala 200 на наш рынок не поставляется.

ЧЕРНО-БЕЛАЯ КЛАССИКА

Черно-белые фотоматериалы еще несколько десятилетий назад выпускались в значительно большем объеме, чем цветные. Подавляющая масса любителей и профессионалов снимали на черно-белые пленки, и лишь только некоторые профессионалы занимались изготовлением цветных фотографий - цветные материалы были не только дороже черно-белых, но и гораздо хуже по качеству - менее чувствительными, более зернистыми, более критичными к точности экспозиции, хранению, обработке и т.д. Многие из фотографов и фотолюбителей делали свои первые шаги в фотографии именно в черно-белой фотографии - этому способствовали как более низкая цена черно-белых материалов, так и меньшая сложность обработки ч/б пленок и печати фотографий в сравнении с цветным процессом. Но это уже в прошлом. Сейчас благодаря мини-лабораториям, которые можно найти практически в каждом городе, обработать цветную пленку и напечатать цветные фотографии стало гораздо проще (и дешевле!), чем самостоятельно заниматься обработкой и печатью черно-белых фотографий. Поэтому и неудивительно, что черно-белые пленки сейчас распространены гораздо меньше, чем цветные, и используются они практически только профессионалами. В нашем обзоре мы решили посвятить наибольшее внимание именно цветным негативным пленкам, а о черно-белых материалах можно почитать статью "Реалии двух цветов" Алексея Николаева, опубликованную в каталоге "Потребитель" - "Фототехника & Видеокамеры" ?10/98.

Процесс получения фотографии достаточно сложен, и итоговое качество изображения зависит от многих факторов. Можно сказать даже так - ухудшить качество конечного продукта (фотографии) можно на любой стадии. Неправильно измеренная экспозиция при съемке, не очень хорошая оптика, неправильная обработка пленки или некачественная печать однозначно приведут к достаточно плохому качеству фотографий, даже если все остальные компоненты и слагаемые процесса получения фотографии будут экстра-класса. По нашему глубокому убеждению, наиболее правильный подход для получения наилучших результатов - это системный подход, когда каждый из компонентов и этапов этого процесса не только отвечает требованиям качества, но и соответствует друг другу. Именно с этих позиций мы бы и хотели рассказать об одном из главных слагаемых качества фотографии - о фотопленке.

ЛЮБИТЕЛИ ИЛИ ПРОФЕССИОНАЛЫ

Начать, наверное, стоит с разделения потребителей фотопленки на две категории - "любители" и "профессионалы", и соответственно разделить выпускаемые пленки на любительские и профессиональные. Деление это, конечно, достаточно условное. В профессиональной практике применение любительской пленки иногда может оказаться более оптимальным, чем профессиональной. Да и любители, у которых уровень съемки, аппаратуры и требований к фотографиям вполне соответствуют профессиональным, встречаются отнюдь не так редко. Так что излишне буквально такое деление воспринимать не нужно. Но, зная особенности характеристик пленок, ориентированных на ту или иную категорию потребителей, гораздо легче сделать правильный выбор, оптимизировав затраты на фотоматериалы и повысив качество фотографий.

Итак, какими идеями руководствуются производители, разрабатывая любительские и профессиональные пленки?

ПЛЕНКИ НА ЛЮБИТЕЛЯ

Для большей части фотолюбителей фотоаппарат уже давно стал чем-то вроде дневника - все более-менее значительные события в жизни находят свое отражение на фотографиях в семейном альбоме. Но события, достойные того, чтобы быть отмеченными на пленке, в обычной жизни встречаются не так часто, да и по полпленки на одно событие никто уже не тратит. Следовательно, период, в течение которого пленка будет отснята полностью, обычно составляет несколько недель, а иногда даже может растянуться до нескольких месяцев! И это - совершенно нормально. Встречаются даже случаи, когда пленка проводит в аппарате больше года. Автору неоднократно доводилось видеть любительские пленки, на которых было отснято, например, по два Новых года в начале и в конце пленки, между которыми спокойно разместились кадры, отснятые 8 Марта, на празднике последнего звонка, во время отдыха на море, 1 сентября и на чьем-то дне рождения. В лабораториях такие пленки в шутку называют "Времена года". Несомненно, такое долготерпение дано далеко не каждому, да и более короткие пленки (по 24 и 12 кадров) созданы специально для тех, кто фотографирует мало и хочет увидеть результаты своих "художеств" как можно скорее. К слову - пленки профессионального назначения длиной меньше 36 кадров встречаются довольно редко. Но в любом случае факт остается фактом - у большинства любителей пленка проводит в аппарате весьма значительное время. На что это влияет? Любительская пленка хранится достаточно продолжительное время в условиях от комнатной до повышенной температуры, как до, так и после съемки. Известно, что при длительном хранении в светочувствительном слое пленок происходят необратимые изменения - так называемое "старение" эмульсии. В результате этих изменений чувствительность пленки уменьшается, снижается контраст, увеличивается уровень вуали, увеличивается зерно, снижается резкость изображения. Кроме этого, цветовой баланс пленки при длительном хранении может значительно смещаться в сторону от оптимального (как правило, баланс "уплывает" в сторону желто-зеленых цветов). Скорость этих изменений, как и положено большинству физико-химических процессов, зависит от температуры. При пониженной температуре явления старения фотоматериала замедляются, при повышенной - ускоряются. Вместе с процессом старения самой эмульсии вклад в ухудшение изображения вносит и еще один процесс - деградация (ухудшение качества) скрытого изображения, образовавшегося в эмульсионном слое пленки в результате экспонирования.

С учетом этого очевидно, что любительская пленка должна обладать способностью очень долго сохранять латентное (скрытое) изображение, образовавшееся в результате засветки, а характеристики такой пленки не должны заметно меняться при длительном хранении, как перед экспонированием, так и в промежутке между экспонированием и обработкой.

Поэтому при изготовлении любительских пленок, как правило, применяется технология преднамеренного "смещения" характеристик пленок. Смысл этой технологии в том, что характеристики свежеизготовленной любительской пленки делаются далекими от идеала - чувствительность и контрастность пленки выше, чем нужно, цветовой баланс перекошен, цвета - насыщеннее, чем надо и т.д. Но это делается на основании точного расчета. Если известно, что при длительном хранении пленки ее цветовой баланс "уплывает" в желто-зеленую область, то, сместив его при изготовлении в обратную сторону (в данном примере - к сине-пурпурным цветам), можно добиться того, что в результате хранения цветовой баланс пленки как раз станет оптимальным. Точно так же намеренно завышенные контраст и чувствительность пленки в результате хранения придут к оптимальным показателям.

Сам период хранения пленки, в течение которого происходят изменения характеристик пленки к оптимальным значениям, при такой технологии называется "созреванием" эмульсии. Время созревания выбирается таким образом, чтобы рабочие характеристики пленки приближались к оптимальным спустя примерно полгода со времени изготовления. За это время пленка успевает отлежаться и на оптовых складах, и в магазине, и в фотоаппарате. Для справки - срок пригодности к использованию для большинства любительских пленок составляет 20-24 месяца со дня выпуска.

Такая технология кроме очевидных достоинств обладает и недостатками. Увеличенные показатели чувствительности, контрастности и цветовой насыщенности пленки, необходимые для того, чтобы в период "созревания" компенсировать ухудшение характеристик пленки, отнюдь не лучшим образом влияют на другие качественные характеристики пленки - резкость, цветопередачу, качество воспроизведения деталей в тенях и т.д. Смещенный в сторону от оптимального цветовой баланс приводит к ухудшению воспроизведения тонких цветовых переходов. Ингибиторы, вводимые в светочувствительный слой любительских пленок для того, чтобы параметры изображении оставалось приемлемым даже при значительном переэкспонировании, дают и отрицательный эффект - ухудшение воспроизведения деталей в светах изображения. Впрочем, эти неприятные эффекты могут проявляться лишь тогда, когда такая пленка используется как профессиональная. Зато при любительском применении пленок эти их особенности ни при каких условиях не приводят к сколько-нибудь заметному ухудшению результатов съемки.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЛЕНКИ

У профессионала расход пленки намного больше, да и результаты съемки требуются чаще всего незамедлительно - проявить пленку в день съемки или через день-два профессионалу могут помешать только серьезные причины. Кроме этого, профессионалы стараются хранить все свои пленки в холодильнике, чтобы свести к минимуму изменения в сенситометрических характеристиках с течением времени. Значит, динамика сенситометрических характеристик профессиональных пленок должна довольно сильно отличаться от соответствующих характеристик пленок любительских.

Поэтому большинство пленок для профессионалов сразу выпускаются с характеристиками, близкими к оптимальным, и не требуют "дозревания". Пик рабочих характеристик профессиональных пленок рассчитан на обработку в максимально короткий срок после экспонирования (от нескольких часов до нескольких дней). Кроме того, многие типы профессиональных пленок рассчитаны на хранение при пониженной температуре (13-15 градусов Цельсия и ниже). При такой температуре хранения изменения сенситометрических характеристик во время хранения минимальны по сравнению с хранением при комнатной температуре.

Такой подход к разработке профессиональных пленок имеет немало преимуществ. Отсутствие необходимости в завышении показателей чувствительности и контрастности пленки позволяет улучшить резкость и уменьшить зернистость пленки. Отсутствие необходимости в применении ингибиторов улучшает воспроизведение деталей в ярких светах изображения, более низкий уровень вуали позволяет избежать смыливания деталей в тенях, а более низкий контраст фотослоя дает возможность без потерь передать на снимке больший диапазон яркостей объекта съемки.

В ЧЕМ ЖЕ РАЗНИЦА?

Оценивая разницу между любительскими и профессиональными пленками, стоит сравнить и аппаратуру, которой пользуются любители и профессионалы. При всем уважении к производителям фотоаппаратуры нельзя не признать, что профессиональная аппаратура и оптика, как правило, делается более тщательно и качественно, чем любительская. И это выражается не только в механической надежности, большей скорости и лучшей устойчивости фокусировки, точности экспонирования и тому подобных параметрах, но и в более высоком качестве чернения внутренних поверхностей аппарата, внутренностей и торцов линз объективов. Последние параметры влияют на паразитное светорассеяние системы аппарат-объектив, а, следовательно - на контраст будущего негатива. И, если для любительской фотоаппаратуры среднего класса (недорогой зеркалки с зумом типа Canon EOS300 + 28-80 или "мыльницы" класса "выше среднего") разница с профессиональной техникой в контрасте получающегося негатива не столь велика, то в сравнении с ней же дешевые "мыльницы" дают изображение значительно менее контрастное. Чтобы изображение на фотографиях, снятых в аналогичных условиях профессиональной аппаратурой и недорогой "мыльницей", было одинаково ярким и контрастным, контрастность любительской пленки должна быть заметно больше, чем у пленки для профессионала. Технику типа Зенитов/Киевов, довольно распространенную в нашей стране, можно смело поставить в одну группу с дешевыми "мыльницами" - невысокое качество просветления поверхностей линз, чернения внутренних поверхностей аппарата и компонентов оптики дают значительный уровень светорассеяния, а значит, снижают контраст изображения, попадающего на пленку.

Нельзя не "пройтись" и по точности экспонометрии. Довольно большая часть "мыльниц" не может похвастаться излишне точным экспонометром, а у части аппаратов единственная функция автоматики - это включение/выключение встроенной вспышки. Поэтому отклонения экспозиции от нормальной зачастую достигают значительных величин - недодержки на 2-3 ступени или пересвет в 4-5 ступеней на любительской пленке совсем не редкость, а скорее - норма. Поэтому способность пленки, предназначенной для любительского использования, давать изображение приемлемого качества даже при столь значительных ошибках при экспонировании - одна из самых нужных характеристик. Конечно, изображение при сильном "пролете" уже не будет таким ярким, насыщенным и четким, как при экспонировании "по норме". Но зато оно, пусть блекловатое или не очень резкое, непременно БУДЕТ.

Для профессионала же правильное экспонирование пленки - это правило, а не случайность. Ну а если профессионал и снимает с экспозицией, отличной от нормальной, то это делается сознательно, для получения точно рассчитанного эффекта.

ЧТО ТАКОЕ ЛЮБИТЕЛЬСКАЯ ПЛЕНКА?

Таким образом, теперь можно определиться со спектром требований, которым должна соответствовать типичная любительская пленка. Она должна быть достаточно контрастной и давать яркое и сочное изображение с насыщенными цветами даже при съемке дешевой "мыльницей". Кроме этого, любительская пленка должна выдерживать всяческие издевательства, на которые вольно или невольно толкает ее жизнь в аппарате фотолюбителя. К примеру, она должна без проблем переживать длительное хранение в тепле как до, так и после экспонирования, спокойно относиться к перегреву, сохранять способность к воспроизведению изображения при значительных отклонениях экспозиции от нормальной. С другой стороны, в практике любителя печать больших форматов встречается нечасто, сканировать любительскую пленку тоже вряд ли кто-то будет. Да и проводить обработку этих пленок с какими-то отклонениями от стандартного процесса не предполагается.

На рынке пленок для любительской фотографии практически во всем мире наибольшее распространение получили пленки Agfa, Fuji, Kodak и Konica. На сегодняшний день основные линейки любительских пленок называются Agfacolor HDC plus у Agfa, у Fujifilm - это пленки Fujicolor new Superia (сейчас они носят название "Fujicolor Superia 4th Color Layer"), у Kodak - Kodak Gold (6-й модификации), у Konica - Konica Centuria. Впрочем, ситуация с основной линейкой любительских пленок у всех производителей достаточно быстро меняется. У Agfa меньше, чем за 5 лет пленки Agfacolor XRG уступили свое место сначала пленкам Agfacolor HDC, потом - Agfacolor HDC plus, а сейчас представлен следующий претендент на это место - пленки Agfa Vista. Примерно за это же время у Fujifilm произошло три "смены караула" - пленки Fujicolor Super G уступили место пленкам Fujicolor Super G plus, Fujicolor Superia и Fujicolor new Superia. Konica дважды меняла своего "флагмана" (Konica XG - Konica VX - Konica Centuria), а Kodak, не меняя торгового названия "Kodak Gold", три раза сменил эмульсию этих пленок (с 3 по 6 модификацию пленок чувствительностью ISO 100/200/400). Поэтому независимо от того, как будут называться пленки этого класса у каждого производителя из ведущей четверки в дальнейшем, несомненно, одно - это будут очень качественные пленки, воплощающие в себе самые последние достижения науки в этой области и представляющие самые передовые технологии. На их качество всегда можно рассчитывать, а распространенность этих пленок служит залогом максимально качественной печати фотографий с них в любой точке мира.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

Чаще всего основная линейка любительских пленок представлена эмульсиями чувствительностью ISO 100, 200 и 400. "Двухсотка" - пленка наиболее универсальная, а поэтому - и самая покупаемая. Она позволяет производить съемку в довольно широких световых условиях без необходимости замены пленки. Идеально подходит как основная пленка для применения в недорогих "мыльницах". Применение пленки с низкой (ISO 100) чувствительностью позволяет избежать переэкспонирования в условиях, когда освещенность заведомо достаточно высокая - например, летом на улице или на море. Необходимость в увеличенной до ISO 400 чувствительности возникает при неблагоприятных условиях съемки - при пасмурной погоде, при съемке в просторном помещении со вспышкой, а также при съемке быстро движущихся объектов. "Четырехсотка" также хороша для использования в "мыльницах" с зумом. Как правило, менее чувствительные пленки в сравнении с более чувствительными имеют лучшие показатели разрешающей способности и зернистости. Кроме этого, любительские пленки с меньшей чувствительностью гораздо легче, чем их высокочувствительные сестры, переносят значительные отклонения от нормы при экспонировании (особенно в сторону недодержек). Поэтому правило "чем дороже - тем лучше" срабатывает не для всех случаев.

Широкое распространение компактных камер с зум-объективом большой кратности (и, как следствие - низкой светосилы) вызвало необходимость в повышении планки максимальной чувствительности любительских пленок до ISO 800. Первыми эту "высоту" взяла компания Fujifilm, выпустив пленку Fujicolor Super G plus 800. За ней последовали Kodak и Konica (выпустив пленки Kodak Gold Zoom 800 и Konica Centuria 800). Точку в утверждении пленки ISO 800 как отраслевого стандарта любительских пленок поставила Agfa, выпустив в составе новой линейки Agfa Vista пленку Agfa Vista 800.

"ПЕРВАЯ ЛИГА"...

Описывая любительские пленки, нельзя не остановиться и на появившемся в этом классе делении пленок на нескольких ценовых категорий.

Основной линейке пленок, предназначенных для любительского применения, фирмами-производителями уделяется довольно много внимания не только в рекламе, но и в совершенствовании их характеристик. Как мы видим, проектирование и изготовление пленки, которая бы максимально отвечала требованиям среднего фотолюбителя - дело непростое. При этом используются самые передовые технологии и строжайший технологический контроль. И результаты этого процесса хорошо видны даже неспециалисту. Пленки становятся лучше - резче, мелкозернистее, чувствительнее. Цветопередача их становится сочней и естественней, а требования к условиям хранения и точности экспонирования - менее жесткими. Но технология не стоит на месте, и пленки год от года, поколение за поколением становятся все лучше и лучше. Процесс этот продолжается уже достаточно продолжительное время. В результате на рынке явно плохих пленок уже нет, а потребителю уже предлагают выбирать между пленками хорошими и очень хорошими. О первых много рассказывать не нужно - в них, действительно, воплощены самые последние достижения науки и технологии.

... И "ВТОРАЯ ЛИГА"

Но ведь пленки, которые выпускались два-три-пять лет назад, уже были неплохими. Похуже, конечно, чем последние разработки, но все же и у этих пленок характеристики достаточно хороши. Зато у них есть одно преимущество перед пленками последних разработок - их можно продавать по более низкой цене. И для нынешней экономической ситуации в нашей стране, когда потребителей, желающих оптимизировать свои затраты, стало немало, выпуск на рынок таких пленок - это уже серьезный козырь в конкурентной борьбе. Теперь, выбирая себе пленку из категорий "подороже, но лучше" и "(почти) то же качество, но цена меньше", покупатель может выбирать не между продукцией разных производителей (например - между Кодаком и Коникой), а иметь полную гамму выбора в пределах модельного ряда одного производителя (например - между Kodak Gold и Кодак Колор плюс).

Первыми из специально выпущенных недорогих пленок на российском рынке появились пленки Кодак Колор Плюс, чуть позже Fujifilm предложила пленки аналогичного назначения под названием "Фуджиколор". Следуя правилам игры, гамма чувствительностей и размеров таких пленок представляется неполная. В продажу, как правило, выпускаются только самые "экономичные" пленки - чувствительностью ISO 100 и ISO 200 длиной 24 и 36 кадров (пленки Кодак Колор Плюс в 12-кадровой расфасовке появились совсем недавно и особым спросом не пользуются). Несколько другим путем пошли Agfa и Konica. Концерн Agfa возобновил производство известных в свое время пленок Agfacolor XRG, а Konica не стала прекращать производство пленок Konica VX.

С другой стороны, для любителей, чьи запросы к качеству фотографий, а значит, и к характеристикам аппаратуры и пленки можно охарактеризовать словосочетанием "выше среднего", также выпускаются несколько специальных пленок. Речь идет о пленках Fujicolor Reala Superia 100 и серии Kodak Royal Gold (пленки чувствительностью iso100/200/400/1000). Технологии, использованные при их создании, отличаются от технологий, примененных при создании основного ряда соплеменных любительских пленок - Fujicolor Superia (new Superia) и Kodak Gold. Например, пленка Fujicolor Reala Superia 100 по технологическим решениям близка к профессиональным пленкам Fujicolor Reala 100 и Fujicolor NPS 160 professional, а семейство пленок Kodak Royal Gold сделаны по той же технологии, что и пленки APS Kodak Advantix. Впрочем, идея внедрения в производство 35 мм пленок более качественных эмульсий, разработанных специально для фотопленок формата IX240 системы APS, уже не уникальна - немного позже концерн Agfa, воспользовавшись технологией пленок Agfa Futura, выпустил сначала пленку Agfa HDC 400, а потом - пленки Agfa HDC plus 100/200/400. Аналогично поступила и компания Fujifilm, выпустив на основе эмульсий модельного ряда Fujicolor Nexia пленки Fujicolor Superia форматов 135 и 120.

А вот о пленке Fujicolor Reala Superia стоит рассказать особо. Она занимает промежуточное положение между профессиональными и любительскими пленками. Эмульсия этой пленки достаточно близка по строению к Fujicolor Reala и Fujicolor NPS 160 professional. От них она унаследовала отличную цветопередачу, низкую зернистость и высокую резкость, свойственные профессиональным пленкам Fujicolor. Однако поскольку эта пленка предназначена в первую очередь для любительского использования, то контрастность у нее несколько увеличена, а хранение возможно при комнатной температуре. Пленкой Fujicolor Reala Superia довольно охотно пользуются и профессионалы, когда увеличенная контрастность и меньшая привередливость к условиям хранения как раз "в тему". Недостаток у этой пленки тоже есть - по цене она гораздо ближе к профессиональным, чем к любительским пленкам.

ПЛЕНКИ ДЛЯ ПРОФЕССИОНАЛОВ

Если большинство требований, предъявляемых к любительской пленке, вполне можно воплотить в конкретной линейке пленок, отличающихся друг от друга лишь чувствительностью, то у профессионалов в зависимости от выполняемой задачи требования к свойствам пленки могут кардинально отличаться.

С учетом этого производится множество разных типов пленок, чтобы удовлетворить даже самые специфические требования, предъявляемые профессионалами в зависимости от видов фотосъемки. Но даже при всем разнообразии продукции для профессионалов общие черты пленок явно профессиональной направленности все же отметить несложно.

Профессиональные пленки гораздо больше, чем любительские, привередливы к условиям хранения и экспонирования. Они, как правило, требуют хранения при пониженной температуре как до, так и после съемки. Обработать их желательно как можно скорее, а при съемке тщательно придерживаться показаний экспонометра. Зато эти пленки в большинстве своем обладают некоторыми весьма ценными для профессионала, хотя совершенно бесполезными для любительского применения свойствами. Например, часть из профессиональных пленок рассчитана не только на стандартную обработку, но и на push- и pull-процессы (для повышения или понижения чувствительности). Разрешающая способность у большинства профессиональных пленок зачастую выше, а зернистость - ниже, чем у аналогичных по номинальной чувствительности любительских пленок. Профессиональные пленки лучше, чем любительские, разделяют детали в светах и тенях, а также лучше различают тонкие цветовые оттенки. Немаловажно и то, что для фотографа-профессионала очень важна повторяемость результатов. Ведь профессионал должен быть уверен в высоком качестве результатов своей работы. Пробы (тестовые съемки) для выяснения характеристик пленки (чувствительности, контрастности и цветопередачи) для создания наиболее оптимальных условий обработки и экспонирования пленки конкретной марки обязательно имеют место в практике профессионала. Поэтому профессиональные материалы изготавливаются с достаточно большой степенью точности, чтобы избавить фотографа от необходимости проводить подобные пробы для каждой новой партии пленки. Высокой степени повторяемости характеристик профессиональные пленки обязаны более тщательному технологическому контролю. За счет этого производство профессиональных пленок получается более дорогостоящим. Кроме того, профессиональные пленки, которым не нужна стадия "дозревания" эмульсии, гораздо более критичны к условиям хранения и транспортировки, что также увеличивает их стоимость. Именно поэтому профессиональные пленки в большинстве своем стоят гораздо дороже, чем пленки любительские.

Весь спектр пленок, выпускаемых для профессионалов, можно приблизительно поделить на следующие категории: пленки универсального назначения, пленки для портретной фотографии, пленки для спецэффектов и пленки для фотожурналистики. Рассмотрим каждую группу пленок подробнее.

ПЛЕНКИ - "МАСТЕРА НА ВСЕ РУКИ"

Hесмотря на то, что профессионалам для специальных видов съемки иногда необходимы пленки со специфическими характеристиками, довольно часто встречаются и ситуации, когда возникает необходимость в использовании универсальных пленок. Может даже лучше будет сказать так: для достаточно большой части сюжетов и применений вполне можно обойтись именно пленками "общего назначения". Они хороши для съемок пейзажей, для натюрмортов, отлично подходят для промышленной фотографии, съемки жанровых сцен, архитектуры, для репродукции и многих других работ, встречающихся в практике профессионала. В некоторых случаях такие пленки даже можно использовать для портретной съемки. Оптимизацию изображения по контрасту и насыщенности цветов можно проводить уже на этапе печати, подбирая для каждого сюжета (или даже - для каждого снимка) наиболее подходящий по контрасту и цветовой насыщенности тип бумаги. В нашей стране наиболее распространена "троица" бумаг Kodak Ektacolor - Supra, Portra и Ultra с нормальной, пониженной и повышенной насыщенностью цветов соответственно. Аналогичные по назначению бумаги от Agfa, Fujifilm и Konica известны у нас меньше.

Как пример пленок общего назначения можно привести линейку пленок от Agfa - Agfa Optima II 100, Agfa Optima II 200, Agfa Optima II 400. В качестве универсальных можно также использовать и пленки, предназначенные для других целей, - например, Kodak Supra 100, Kodak Supra 400, Fujicolor NPS 160 professional, Fujicolor NPH 400 professional и даже любительскую Fujicolor Reala Superia.

ПОРТРЕТНЫЕ ПЛЕНКИ

Портретная фотография - это не только особый вид съемки, со своими правилами композиции, освещения и довольно своеобразным подбором осветительной техники и оптики. Съемка портрета, когда наиболее значительный (если не по размеру занимаемой на снимке площади, то уж точно - по важности) объект - это лицо человека, еще и достаточно серьезное испытание для фотоматериалов, которые при этом используются. Причин этому несколько. Например, проверить правильность передачи на снимке цвета кожи, используя в качестве тест-объекта тыльную сторону кисти руки - достаточно легко, поэтому заметны даже малейшие отклонения цветопередачи. Кроме этого, передача цвета и тона кожи человека - задача сама по себе нелегкая. Иногда для того, чтобы сделать более верным воспроизведение на снимке оттенков кожи, приходится жертвовать точностью передачи остальных цветов. Поэтому и неудивительно, что многие из производителей фотоматериалов в спектре выпускаемой продукции обязательно уделяют место пленкам, предназначенным специально для портретной съемки. Эти пленки характеризуются меньшим, чем у пленок общего применения, контрастом, а часть из них дополнительно имеет пониженную насыщенность цветов, отчего изображение становится более мягким и пастельным, приближаясь иной раз к черно-белому.

Ассортимент специализированных "портретных" пленок довольно широк. Самую большую линейку на сегодняшний день представляет Kodak - речь идет о пленках семейства Kodak Portra - Kodak Portra 100Т, Kodak Portra 160NC, Kodak Portra 160VC, Kodak Portra 400NC, Kodak Portra 400VC и Kodak Portra 800.

Остальные производители пленок меньше смущают потребителя широтой выбора - Konica для портретной фотографии предлагает три пленки (Konica Color Impressa 100, Konica Color Impressa 200 и Konica Color 160 professional), а Agfa - единственную пленку Agfacolor portrait XPS 160 professional.

Fujifilm для съемки портрета рекомендует пользоваться пленками Fujicolor Reala, Fujicolor NPS 160 professional, Fujicolor NPL 160 professional и Fujicolor NPH 400 professional.

ПЛЕНКИ ДЛЯ ФОТОЖУРНАЛИСТОВ

Требования фотожурналиста значительно отличаются от требования фотографа, занимающегося портретной съемкой. В отличие от фотографа, работающего в студии или на пленэре, фоторепортер лишен возможности управлять светом и вынужден пользоваться тем освещением, которое есть в данный момент, а единственное средство каким-либо образом изменить освещение объекта съемки - вспышку на камере - далеко не на всех мероприятиях можно применить. Поэтому высокочувствительные пленки для репортера - не прихоть, а зачастую единственная возможность сделать ценный кадр. Кроме этого, освещение, при котором приходится работать репортеру, чаще всего далеко от идеала не только по характеру, но и по цветовым характеристикам. Особенно это касается освещения в залах, где проходят спортивные мероприятия - оно, как правило, даже на первый взгляд ничего общего со стандартным "дневным" светом, для которого сбалансирована большая часть пленок, не имеет. Следовательно, репортерская пленка должна быть по возможности высокочувствительной, не очень требовательной к точности экспонирования и цветовым характеристикам освещения.

Кроме того, негативы фотожурналистов могут сканироваться, ретушироваться, подвергаться форсированной обработке (push-процессу) для увеличения чувствительности. Для этих пленок не обязательно хранение при пониженной температуре.

Типичные пленки, предназначенные для фоторепортеров, - это Fujicolor Press 400, Fujicolor Press 800, Kodak Supra 400, Kodak Supra 800. Выпускаются они только в формате 135-36 (так как подавляющая часть фоторепортеров пользуется 35 мм зеркальной фотоаппаратурой) и продаются упаковками от 5 до 50 штук - профессионал редко снимает по одной пленке.

ПЛЕНКИ ДЛЯ КОММЕРЧЕСКОЙ, ПРОМЫШЛЕННОЙ ФОТОГРАФИИ И СПЕЦЭФФЕКТОВ

В практике профессионального фотографа нередки случаи, когда изображение на фотографии должно не просто отражать действительность, а быть ярче, с более насыщенными цветами. Такая необходимость возникает в случаях, когда насыщенность цветов на объекте съемки невелика, а также для спецэффектов, находящих применение в рекламной фотографии. Специально для этого выпускаются пленки с особой насыщенностью цветов. Классические представители таких пленок - это Konica Color Impressa 50 professional и Agfacolor Ultra 50 professional. Эти пленки, конечно, совершенно не годятся для общего применения в качестве универсальных, а портрет, снятый на той же Agfacolor Ultra 50, другим словом кроме как "жуть" не назовешь. Но зато когда фотография должна быть не просто цветной, а отражать именно буйство цвета - вот тогда без этих пленок не обойтись!

МОНОХРОМНЫЕ ПЛЕНКИ

В отдельный класс мы бы хотели выделить пленки, предназначенные для получения монохромного изображения без использования традиционного черно-белого процесса. Этот класс весьма немногочисленен и на сегодняшний день представлен всего тремя пленками - Ilford XP2 super, Kodak T-Max 400CN и Konica VX400 Monochrome. Такие пленки (в отличие от настоящих черно-белых) называются монохромными. По строению они довольно похожи на цветные пленки. Точно так же, как и в цветных пленках, у монохромных светочувствительная эмульсия состоит из трех слоев, в которых после проявления создаются изображения желтого, пурпурного и голубого цветов. Но, в отличие от цветных пленок, у которых каждый слой чувствителен лишь к узкому участку спектра, все три светочувствительных слоя монохромных пленок имеют одинаковую сенсибилизацию, а поэтому плотность изображений желтого, пурпурного и голубого цветов получается пропорциональной независимо от цветовых характеристик сюжета. Монохромные пленки, конечно, не могут служить полноценной заменой черно-белым пленкам. Но зато по некоторым параметрам монохромные пленки имеют значительное превосходство. В первую очередь хочется отметить значительно большую экспозиционную широту монохромных пленок. Благодаря тому, что изображение создается не из зерен металлического серебра, а за счет осаждения красителей, зернистость изображения при пере- и недоэкспонировании возрастает не столь значительно, как в случае черно-белых пленок. Монохромные пленки гораздо проще печатать в лабораториях, предназначенных для обработки цветных пленок - аналогичная цветным пленкам структура монохромных пленок значительно облегчает печать фотографий на цветной бумаге, позволяя достаточно точно настроить соответствующий негативный канал принтера мини-лаба. Кроме этого, нанесенный на пленку DX-код делает возможным автоматическую идентификацию пленки и правильное определение номера кадра при выборочной печати. Не стоит забывать и о том, что даже малейшие ошибки при самостоятельной обработке черно-белых пленок способны привести к значительному ухудшению (а иногда даже - и к утрачиванию) негативного изображения. Монохромные пленки благодаря приспособленности их к обработке в стандартном процессе C-41 позволяют избежать риска, связанного с нарушением режима обработки, а также позволяют получать фотографии черно-белые так же быстро, как и цветные, не обладая ни навыками обработки ч/б материалов, ни соответствующим лабораторным оборудованием. Немаловажно и то, что с монохромных пленок на цветной бумаге можно напечатать не только классическое черно-белое, но и тонированное в любой цвет изображение.

"АНАТОМИЯ" ПЛЕНКИ

Механической основой фотопленок служит тонкая (90-120 мкм) гибкая прозрачная пленка (как правило - триацетат целлюлозы). На нее наносятся эмульсионный слой, чувствительный к свету, а также остальные слои, обеспечивающие пленке необходимые оптические и механические характеристики. Эмульсия цветной пленки, как правило, состоит из трех слоев, содержащих светочувствительные компоненты (зерна галогенидов серебра) и цветообразующие компоненты (вещества, образующие в процессе проявления изображение соответствующего цвета). Каждый слой чувствителен к воздействию света только своей области спектра - красному, зеленому или синему. После экспонирования и проявления пленки в красночувствительном слое образуется негативное изображение, состоящее из красителя голубого цвета. Соответственно в слоях, чувствительных к зеленому и синему свету, образуются негативные изображения пурпурного и желтого цвета. К сожалению, кроме основной зоны чувствительности каждого из слоев пленки есть и побочные (паразитные) зоны чувствительности, которые ухудшают цветопередачу, делая цвета грязноватыми.

Главное неудобство доставляет побочная зона чувствительности к синему свету у красно- и зеленочувствительного слоев. Для того чтобы это неприятное явление не ухудшало качество цветовоспроизведения, на пути хода лучей между синечувствительным слоем (расположенным первым) и находящимися глубже зелено- и красночувствительным слоями расположен желтый фильтровый слой. Он отсекает свет синей области, препятствуя образованию паразитных изображений в зелено- и красночувствительном слоях. После экспонирования необходимость в желтом фильтровом слое отпадает, поэтому при проявлении он обесцвечивается. Между подложкой пленки и эмульсионным слоем расположен противоореольный слой, предотвращающий падение четкости изображения при съемке контрастных сюжетов. При обработке непрозрачный противоореольный слой пленки также разрушается. Кроме основных слоев, отвечающих за оптические характеристики, в состав пленки входят промежуточные слои, улучшающие механическую прочность эмульсии, а также защитный слой, предохраняющий от повреждений нежную поверхность светочувствительного "бутерброда".

МАСКИРОВАНИЕ

Практически все ныне выпускаемые цветные негативные пленки производятся с применением технологии маскирования. На вид проявленные маскированные негативные пленки отличаются от немаскированных своеобразной оранжевой окраской неэкспонированного участка пленки. Для чего же нужна эта, на первый взгляд, бесполезная окраска? Каждый из возникающих в результате проявления пленки красителей - пурпурный, желтый и голубой - только в идеальном случае задерживают точно треть проходящего через них света видимого спектра. Желтый краситель, таким образом, в идеале должен поглощать только синий свет, пурпурный краситель, соответственно - только зеленый, а голубой краситель - только красный свет. Но, как известно, ничего идеального не бывает. Желтый краситель кроме синего света поглощает в небольших количествах еще и зеленый с красным. Голубой и пурпурный красители являются обладателями характеристики поглощения еще более далекой от идеальной. Особенно большое значение имеет величина поглощения синего света пурпурным красителем.

Следствием паразитного поглощения света красителями пленки являются цветовые сдвиги и некоторые искажения цветопередачи на отпечатке - синий цвет чернеет, желтый светлеет; в пурпурном цвете не хватает синего, а в зеленом его слишком много. Ну а раз изготовить красители с идеальной характеристикой пропускания не получается (по крайней мере - на нынешнем уровне технологии), то надо как-то их недостатки компенсировать. Делается это при помощи "встроенной" в пленку цветной маски - в составе зеленочувствительного и красночувствительного слоев применяются не бесцветные, а окрашенные цветообразующие компоненты. Для исключения паразитного поглощения пурпурного красителя, образующегося в зеленочувствительном слое, цветообразующая компонента этого слоя имеет желтую окраску, а соответствующая компонента голубого слоя имеет красноватую окраску. Вместе эти компоненты и придают маске характерную оранжевую окраску. Такая технология называется "маскированием", а пленки, сделанные по такой технологии, называются "маскированными". Принцип действия "маски" заключается в том, что, например, при образовании пурпурного изображения цветообразующая компонента (окрашенная для зеленочувствительного слоя в желтый цвет) расходуется тем больше, чем плотнее изображение. Следовательно, вместе с образованием пурпурного изображения в этом же месте происходит и пропорциональное уменьшение плотности желтой окраски слоя. Образовавшееся при этом "минус желтое" (то есть синее) изображение и компенсирует паразитное поглощение синего цвета пурпурным красителем.

KNOW-HOW

Для уменьшения зернистости и улучшения резкостных параметров изображения производители фотопленок применяют технологии, основанные на применении специально выращиваемых кристаллов галогенидов серебра особой формы. Каждый производитель идет в разработке своим путем, используя свои "фирменные" рецепты. Примером таких технологий можно привести применение "структурированных двойных кристаллов" у Agfa, "Sigma-кристаллов" у Fuji, "Т-кристаллов" у Kodak и "кристаллов Centuria" у Konica. Кроме улучшения резкостных характеристик пленки, сделанные по этим технологиям, значительно дольше сохраняют свои свойства даже при хранении при комнатной и повышенной температуре, чем пленки, произведенные без применения этих технологий.

Кроме маскирования и специально выращенных кристаллов, в процессе изготовления современных негативных пленок применяются и многие другие know-how. Например, для улучшения резкости и уменьшения зернистости изображения каждый светочувствительный слой пленок Agfa состоит из трех слоев с низкой, средней и высокой светочувствительностью.

Отличительной чертой большей части выпускаемых ныне пленок Fujicolor является применение четвертого светочувствительного слоя (подслоя), чувствительного к голубому свету. Это позволило значительно улучшить верность цветопередачи в зоне зеленых цветов, в которой чувствительность глаза человека максимальна. Также это новшество значительно улучшило передачу цвета при освещении люминесцентными лампами (лампами "дневного света").

На улучшение цветопередачи при воспроизведении на снимке "проблемных" участков спектра направлены и технологии компьютерного расчета спектральной чувствительности слоев пленки для адаптации цветопередачи пленки к особенностям человеческого зрения. Например, технология "eye vision", примененная при разработке новых пленок Agfa Vista и Agfa Futura II, основана на сдвиге пика спектральной чувствительности красночувствительного слоя, что должно давать, как следует из названия этой технологии, приближение характеристик пленки к особенностям зрения человека. У пленок серии Konica Centuria повышение чувствительности зеленочувствительного слоя к более коротковолновому излучению значительно улучшило цветопередачу при смешанном и люминесцентном освещении.

"ПЛЕНОЧНЫЙ ЖАРГОН"

Светочувствительность пленки описывает количество света, необходимое для создания на пленке полноценного изображения. Определение светочувствительности пленки в настоящее время проводится по американскому стандарту ASA (например - 200 ASA) и по немецкому DIN (соответственно - 24/10° DIN, упрощенно - 24° DIN). В международный стандарт ISO, принятый для маркировки чувствительности пленок, обе эти цифры входят вместе (ISO 200/24°), но зачастую эту запись используется в сокращенном виде - просто "ISO 200". Чем больше светочувствительность, тем при меньшем уровне освещенности пленки на ней будет создаваться изображение соответствующей плотности. Уменьшение вдвое количества света, падающего на поверхность эмульсионного слоя пленки, требует компенсации за счет увеличения чувствительности пленки в два раза (удвоения значения чувствительности для линейной системы ASA или на три единицы для логарифмической системы DIN).

Как в любительской, так и в профессиональной практике чаще всего используются пленки с чувствительностью от ISO 100/21° до ISO 800/30°. На упаковке пленки обязательно указывается ее номинальная (полученная при стандартных условиях обработки и хранения) чувствительность в виде надписи "ISO 200/24°" (пример для пленки со светочувствительностью ISO 200). Как одна из основных характеристик пленки, значение чувствительности обычно дублируется в нескольких местах крупными цифрами на коробке пленки и на кассете. Также чувствительность обязательно указывается в DX-коде на кассете 35 мм пленок для введения этой характеристики в память автоматических камер. Наличие на кассете DX-кода указывается на упаковке пленки логотипом DX (впрочем, на сегодняшний день найти в продаже пленку, заправленную в кассеты без DX-кода, практически невозможно).

О формате покупаемой пленки обязательно нужно помнить, читая информацию на упаковке пленки. 135 - пленка для 35 мм фотоаппаратов. Также обычно указывается размер кадра - 24х36. IX240 - пленка для фотоаппаратов стандарта APS (Advanced Photo System). На ее упаковке обычно изображен символ APS. 120 или 220 - пленка для среднеформатных фотоаппаратов (6х4,5, 6х6 и т.д.). Для пленок тип 135 и IX240 указывается и количество кадров (например - 135-24). Попутно стоит заметить, что упаковки пленки форматов 135 и IX240 достаточно похожи друг на друга, но сами пленки (несмотря на идентичность эмульсий) выпускаются в продажу под разными названиями. Например, пленки Agfa Futura и Agfa Futura II формата IX240 имеют "сестер" 135-го формата под названием Agfa HDC plus и Agfa Vista. Поэтому, для того, чтобы избежать ошибки при покупке пленки, стоит обращать внимание на название пленки - если оно явно незнакомое (например - Kodak Advantix или Fuji Nexia), то стоит более внимательно отнестись к определению типа пленки.

Рекомендуемый процесс обработки обязательно указывается для всех цветных и монохромных пленок. Стандартным для цветных и монохромных негативных пленок является процесс Kodak С-41. На пленках Agfa, Fuji и Konica кроме стандартного процесса С-41 указывается и его фирменный аналог (AP-70, CN-16 и CNK-4 соответственно). Для цветных обратимых пленок стандартным является процесс Kodak E-6, а аналогичные процессы у Agfa, Fuji и Konica носят названия AP-44, CR-56 и CRK-2 соответственно. Поэтому надпись "process C-41" говорит о том, что это пленка негативная, а на обратимой пленке обязательно будет надпись "process E-6". Негативную цветную пленку так же легко идентифицировать по надписям "цветная негативная пленка" ("film for color prints"), в то время как на обратимой должно быть написано "film for color slides" или "color reversal film", а для черно-белой пленки стандартные варианты надписи - "black-and-white film" или "film for b/w prints".

Все любительские и большая часть профессиональных цветных пленок предназначены для съемки при дневном солнечном освещении или при свете электронных ламп-вспышек. Большинство производителей указывают сбалансированность пленок для дневного света маркировкой "daylight" или "daylight/flash". Если пытаться снимать на "дневные" пленки при свете ламп накаливания, то изображение будет иметь желто-красную гамму. Поэтому для съемки при свете ламп накаливания предназначены специально сбалансированные для этого "вечерние" пленки, имеющие маркировку "tungsten", а большинство из них и букву "T" в своем названии.

Срок годности пленки указывается в виде даты, до которой желательно обработать пленку. Дату окончания срока годности пленки можно найти после слов "обработать до" ("process before"). Без сомнения, характеристики пленки изменяются не скачкообразно, поэтому даже просроченная пленка иногда бывает вполне пригодна к использованию - нужно только протестировать ее, определив реальную светочувствительность и отсутствие отклонений цветопередачи.

Многие пленки (особенно профессиональные) сохраняют свои характеристики в течение срока, указанного на упаковке, лишь при условии соответствующего режима хранения. Для большого числа профессиональных пленок обязательно хранение при пониженной температуре. На упаковке таких пленок обязательно имеется либо надпись "хранить при температуре ниже 13 градусов Цельсия", либо - рисунок термометра с отметкой максимальной температуры хранения и стрелкой, направленной вниз. Для соблюдения условий хранения большинства любительских и части профессиональных пленок достаточно защитить их от воздействия большой температуры. Такие пленки имеют на коробке надпись "защитить от нагрева" ("protect from heat"), либо "хранить в прохладном месте" ("keep cool").

Разрешающая способность и относительная зернистость характеризуют способность пленки давать резкое и четкое изображение. Чем больше у пленки показатель относительной зернистости (обозначается как О.Е.З. или RMS), тем легче на снимках обратить внимание на тот факт, что изображение состоит из отдельных цветных точек. Увеличение этого показателя на единицу говорит о том, что пленка вдвое зернистее. Заметность структуры изображения из-за зернистости не всегда однозначно ведет к потере резкости, и наоборот - пленке с плохой резкостью ничто не мешает иметь слабо заметное зерно.

Разрешающая способность пленки характеризуется максимальным количеством линий, проведенных друг рядом с другом, при котором еще возможно различить соседние линии. Эта характеристика зависит от контрастности как тест-объекта, так и самой пленки. Тестирование, как правило, проводится для контрастного (1:1000) и малоконтрастного (1:6) объектов, а полученные результаты указываются через дробь.

Обе эти характеристики в достаточной мере условны и субъективны, тем более что оба этих параметра вычисляются в результате визуального изучения образцов пленки под микроскопом. По разрешающей способности и относительной зернистости можно делать выводы разве что при сравнении однотипных пленок одного производителя - например, любительских 100, 200, 400 и 800. Поэтому мы не рекомендуем выбирать самую лучшую пленку, используя в качестве критерия эти два параметра.

P.S.

Читая наш обзор, можно подумать, что кроме пленок Agfa, Fuji, Kodak и Konica больше никаких пленок нет. Однако, даже бегло осмотрев витрины магазинов, можно заметить, что разных пленок гораздо больше, причем цены на большую часть продукции с малоизвестными названиями - ниже, чем на пленки Agfa, Fuji, Kodak и Konica. Почему же мы ограничили свое внимание лишь пленками этих четырех производителей? Этому есть достаточно причин.

На самом деле большая часть всего разнообразия пленок - это пленки, выпускаемые теми же известными производителями (Agfa, Fuji и Konica). Понятно, что под "чужими названиями" в продажу выпускаются пленки устаревшие - ведь пленки последних разработок гораздо выгоднее продавать под настоящим именем. Еще часть пленок выпускается под разными названиями на заводе в Италии концерном Imation, а также другими независимыми производителями, например, китайской Luckycolor. Одно время даже московский институт НИИХимФотоПроект занимался выпуском своей цветной негативной пленки. Происхождение оставшейся части пленок однозначно определить не представляется возможности. Хотя в общем-то не сильно это и нужно. Ведь с любительской цветной негативной пленки, пусть даже качество ее более чем замечательное, еще надо печатать фотографии. А для качественной печати в мини-лабе необходимо, чтобы под каждую конкретную пленку принтер мини-лаборатории имел соответствующие настройки - так называемый "негативный канал" (об этом более подробно рассказано в выпуске каталога "Фототехника & Видеокамеры" ?11/99). Понятно, что вероятность наличия качественно настроенного негативного канала прямо пропорциональна распространенности пленки. То есть, говоря проще, качество фотографий, отпечатанных с достаточно распространенной пленки Kodak Gold 200, наверняка будет ощутимо выше, чем при использовании пленки, которую оператор мини-лаба первый раз в жизни видит.

Бывают, конечно, случаи, когда, покупая пленку под "неродными" названиями, можно сэкономить деньги, не теряя в качестве. Например, выпускавшиеся в свое время пленки Polaroid HD4 были тождественны пленкам Konica VX (вплоть до DX-кода) при более низкой цене. Но такие случаи - скорее исключение, чем правило.

О распространенности пленки (и соответственно - о целесообразности ее покупки) можно судить еще по одному параметру - наличию этой пленки в продаже в лаборатории. Как правило, продавать пленку, при печати фотографий с которой возникают проблемы, трезвомыслящий хозяин лаборатории не станет.

Несколько слов хотелось бы сказать и об особенностях цветопередачи материалов разных производителей. Автору неоднократно доводилось слышать мнения о том, что, например, фотографии, напечатанные с пленок Fuji, обязательно будут отличаться явно холодной цветопередачей, а фотографии с пленок Kodak легко узнать по заметному "уезду" общего тона отпечатка в красно-желтую область.

Подобных вариантов рассказывается достаточно много - один невероятнее другого. Однако если подумать, в таких рассуждениях можно найти явный пробел. Пленка-то - негативная! А значит - при печати любое значительное отличие цветопередачи от желаемой можно скорректировать. Поэтому ответственность за появление, например, излишней желтизны на отпечатках, сделанных с кодаковской пленки, перекладывать на ни в чем не виноватого производителя не стоит. Хотя, без сомнения, особенности цветопередачи у разных пленок существуют. Но заключаются они отнюдь не в грубых искажениях цветопередачи, а в тонких нюансах цветовоспроизведения, которые зачастую проще описать эпитетами, охарактеризовав изображение как "чистое", "прозрачное", "нежное" или "радостное". При этом изображение с явно заметным желтым или зеленым оттенком гораздо проще назвать "желтоватым" или "зеленоватым", чем напрягать фантазию, придумывая эпитет.

Точно также есть особенности цветопередачи и у бумаг разных производителей. И понятно, что уважающий себя производитель будет оптимизировать характеристики пленок с учетом того, что для проявления будет использоваться "своя" химия, а для печати - "своя" бумага. Поэтому, на наш взгляд, "поиски правды" стоит начинать с изучения рекомендаций производителя, используя пленку в соответствии с ее назначением, проявляя ее в "родной" химии и печатая фотографии на рекомендованном производителем типе бумаги. Тогда пленка и покажет все, на что она способна. К сожалению, столь широкие возможности выбора материалов и процессов не всегда доступны даже профессионалу, не говоря уже о любителях. Поэтому рекомендовать принципиально отказываться от "смешанных" вариантов, обрабатывая пленку только в "своей" химии и печатая только на "своей" бумаге, мы не вправе. Достаточно большое количество таких сочетаний не приводят к заметным даже на профессиональном уровне искажениям цвета. Во всяком случае, уровень искажений из-за неполной совместимости характеристик пленки, химии и бумаги ощутимо меньше погрешностей, возникающих при печати в мини-лабе.

обзоры по статье
вернуться в номер | вернуться в журнал | вернуться в рубрику | на главную
http://www.potrebitel.ru  
 
 
 
 
 
 
 
На главную страницу
 



Яндекс цитирования Rambler's Top100 Система Orphus

Нашли ошибку на сайте? Выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter.


Copyright © "Потребитель




Warning: require_once(/home/potrebitel/potrebitel/web/html/setlinks_4230b/slsimple.php) [function.require-once]: failed to open stream: No such file or directory in /home/potrebitel/potrebitel/web/html/newweb/bottom.inc.php on line 151

Fatal error: require_once() [function.require]: Failed opening required '/home/potrebitel/potrebitel/web/html/setlinks_4230b/slsimple.php' (include_path='.:/usr/share/pear:/usr/share/php') in /home/potrebitel/potrebitel/web/html/newweb/bottom.inc.php on line 151