Гран-при по-русски: между гордостью и стыдом

В Москве, в выставочном центре «Рабочий и колхозница», осенью 2011 года открылась выставка «Гран-при по-русски. Фотографии российских и советских лауреатов конкурса World Press Photo 1955–2010». Экспозиция вновь ставит вопрос о тонкой грани между гуманностью и бескомпромиссным показом правды, оптимизмом и лакировкой действительности.

Текст: Виктория МУСВИК

 

Макс Альперт, РИА «Новости». 1973. Фотоочерки. 2-й приз. Серия «Мысли и сердце». Оперирует академик Николай Амосов.

 

Представьте себе большой зал, в котором по стенам развешаны лучшие работы советской послевоенной пресс-фотографии — по крайней мере, по версии World Press Photo, а в центре этого пространства общаются между собой, отвечают на вопросы зрителей и фотографируются на память сами авторы-лауреаты конкурса, и вы получите точное представление о выставке.

Ее создатели проделали огромную работу по уточнению информации, поиску снимков, иногда отсутствовавших даже в архиве конкурса, а также исправлению ошибок. Итогами стали эта экспозиция и альбом, которые впервые собрали вместе сами изображения, тексты о наших победах на WPP из СМИ и сегодняшние рассказы самих авторов о появлении на свет выдающихся кадров. Сюда же вошли ряд текстов исследовательского характера, списки и биографические справки о каждом из фотографов и о членах жюри от СССР и России. А вскоре, как бы по следам выставки и публикации, появится на свет новый конкурс пресс-фотографии.

Куратор выставки Василий Прудников говорит, что от идеи экспозиции и книги до ее воплощения в жизнь прошло около двух лет: «Когда я сам учился, то постоянно встречал после имен наших ведущих пресс-фотографов строки вроде «шестикратный призер World Press Photo». Но где увидеть сами снимки? На что равняться? Как снимать, чтобы получать медали? Это было непонятно, потому что самих изображений нигде не было.

Даже и сейчас на сайте конкурса часто указаны имя-фамилия лауреата, но снимка нет. Хотелось показать те фотографии, которые принесли победу. В том числе в нынешней ситуации, когда множество наших ребят признано и работает за рубежом.

 

Юрий Козырев, The Associated Press. 1999. Истории в новостях общего характера. 3-й приз. «Российские солдаты у города Урус-Мартан». Чеченская республика, Россия.

 

Юрий Козырев — лучший репортер мира за 2006 год (премия ICP Infinity Award — прим. авт.), лауреат WPP. Но не только он — есть наши в Reuters, в других агентствах, многие не так известны. И мне кажется важным показать, какие школы стоят за современностью: у нас это были журналы «Советский Союз», «Огонек», как на Западе Time и Life. В каком-то смысле хотелось еще и подвести некий итог, показать достижения отечественной фотографии, перед тем как объявлять задуманный нами общероссийский конкурс пресс-фотографии».

Выставка и альбом представляют собой в первую очередь огромное собрание изображений и сопровождающих их текстов. Огромный срез фотографической культуры эпохи, вызывающий довольно странные и очень непростые чувства. Всего за историю конкурса 89 советских и российских авторов завоевали 113 медалей, из них приз «Золотой глаз» и медали за первое место получили 45 авторов, за второе — 32, медали за третье — 36.

В альбом же вошло около 450 изображений, включая фотографии из «серийных» номинаций конкурса (обычно от 3 до 12), а также снимки, награжденные поощрительными призами. Среди авторов — Виктор Ахломов и Юрий Абрамочкин, Сергей Васильев и Макс Альперт, Владимир Вяткин и Юрий Козырев, Владимир Семин и Георгий Пинхасов. Визуальный архив показывает все ведущие тенденции последних 50 лет, особенно четко представляя пресс-фотографию времен «оттепели» и брежневского застоя.

Тематика снимков лауреатов конкурса 1950–70-х — это повседневная жизнь и «трудовые будни» советских людей, зарисовки из жизни народов Севера и южных республик, рассказы о людях героических профессий (шахтерах, нефтяниках, врачах), спорт и балет, рождающиеся дети и «березовый ситец», бытовые и юмористические сценки, чуть женского ню и портреты «дорогого Леонида Ильича».

Все это фотографии в основном очень милые, симпатичные, добрые и графичные — но какие-то очень гладкие, внеконтекстные, представляющие жизнь с одной и к тому же единой для всех точки зрения. Их очень трудно проассоциировать с конкурсом, который с самого момента рождения преследовали дискуссии, диспуты, а то и скандалы о слишком мрачном отношении к жизни и о пределах допустимого.

Кстати, я с удивлением узнала, что на WPP раньше была категория «Радостные новости и юмор» (Happy News and Humour) — наши там стабильно занимали места чуть не каждый год. Все это, естественно, меняется на рубеже восьмидесятых и девяностых, когда появляются репортажи из горячих точек, из детских домов и с мест природных катаклизмов.

Показывать только достижения, оптимизм и красоту — такой была изначальная установка советской делегации. В одной из вступительных статей в альбоме («Как все начиналось») Виктор Ахломов рассказывает историю о том, как в начале шестидесятых наступила «оттепель» и главный редактор «Советского фото» Марина Бугаева впервые привезла в Амстердам коллекцию фотографий.

Среди авторов снимков были Дмитрий Бальтерманц, Евгений Халдей, Всеволод Тарасевич. К огромному удивлению Бугаевой работы совершенно не заинтересовали остальных членов жюри, предпочитавших отмечать наградами изображения «войн и пожаров, землетрясений и неизлечимых болезней».

Бугаевой, вопрошавшей «А где же у нас любовь и женская красота, музыка, живопись и поэзия, радостное восприятие жизни?» и решившей уже было забрать работы с конкурса, объяснили, что «профессия фотожурналиста сродни профессии врача-стоматолога»: праздники может изобразить каждый, а вот нажать на болевую точку с целью лечения гораздо сложнее. Скандал в итоге замяли, дав утешительный приз в категории «Повседневная жизнь» работе «Невеста» Майи Окушко.

Интересных историй, воплощенных в слова, на выставке вообще довольно много. Тексты под снимками, особенно те, что написаны в наше время, часто идут вразрез с сообщением, которое, вроде бы, вложено в них визуально. Больше всего лично я обратила внимание на нейтральный тон, на безоценочную обыденность некоторых действий и явлений, которая стоит за повествованием.

Внутри ласкающей взгляд картинки просматривается привычка не слишком уважительного отношения к свободе личности, к авторской воле — и к документу, фотографической документальности. Истории о цензуре, которую проходили снимки перед отправкой на конкурс, и об авторах, которые вообще не знали о своем участии и даже о победе, потому что их «забыли предупредить», отражаются в многочисленных рассказах про монтаж и сложную ретушь как способ создания нужной реальности.

Откровенно говоря, количество последних неприятно поразило, особенно когда дело касается знаменитых кадров. Отсутствие ответственности за собственный выбор, как кажется, порождало эти кажущиеся невинными подтасовки не только там, где от автора требовали отлакировать действительность, но и нередко там, где он оставался с реальностью наедине и, вроде бы, мог и не «улучшать» реальность. Говорят, что монтажом и ретушью злоупотребляли не только наши (жюри редко запрашивало негативы: вроде как все на доверии), и все же «там» не очень принято рассказывать такие истории; у нас же в них как будто больше бравады.

Сергей Васильев, газета «Вечерний Челябинск». 1977 Особые истории. 1-й приз. Серия «Рождение человека». В челябинском родильном доме.

 

Странное щемящее чувство настигает, когда читаешь описание Сергеем Васильевым его ощущений в челябинском роддоме во время съемки серии «Рождение человека» (1-й приз «Особые истории», 1977). «Роды были трудные, принимали их дежурный врач-акушер и медсестра. Акушер сильно нервничала, кричала, ругалась, обзывала роженицу: «Что лежишь, как…!».

Не выдержав этой сцены, я подключился к процессу: взял роженицу за руку, успокаивал, уверял, что все будет хорошо, все равно родишь, только постарайся сама, сделай глубокий вдох, поднатужься что есть силы, — и через секунду на свет появился первенец Татьяны, его назвали Олегом.»

Чем больше ходишь по выставке, тем грустнее становится от этой «второй реальности», неумолимо проявляющейся то тут, то там за фотографиями и текстами. Какое-то удивительное, трудно выразимое словами, парадоксальное несоответствие вот этой грубости акушерки, обзывающей роженицу (а сколько подобных историй могут рассказать рожавшие в ту эпоху женщины!), и милосердия, особой авторской теплоты к тем, кто запечатлен на пленке.

Беззащитность перед поступью давящей машины государства, перед ломающими инициативу, спущенными сверху по разнарядке заказами на «оптимизм и идейность» — и получающиеся в итоге добрые, уважительные к объекту съемки кадры, а также искренний идеализм, желание сделать жизнь людей чуть лучше, помочь им в трудную минуту.

Ставшее привычным неуважение к авторитету документов, в которых можно «подчистить» все что угодно, — и чувство послевоенного братства фотографов, которое эти немолодые уже люди сохранили и по сей день. Радужная картинка, которую пытается транслировать в мир страна, живущая трудно и напрягающая все силы, чтобы «догнать и перегнать», — и действительная гордость за достижения этих врачей, учителей, рабочих и музыкантов…

Странным образом отзываются внутри все эти словно под копирку написанные тексты шестидесятых-семидесятых про «особую теплоту» советских снимков — на фоне «отстраненных снимков большинства западных репортеров», изображающих войны и катастрофы.

Мы привыкли видеть в них клише и неправду, но вдруг да и проступит там что-то, от чего, может быть, не стоит совсем отказываться. Извечный спор о том, что гуманнее: пытаться защитить человека от трудного, тяжелого, горького зрелища, создать ему мыльный пузырь мнимого комфорта или бить по всем чувствам, пытаясь пробудить сострадание, — кажется здесь особенно острым.

В эпоху Перестройки нам, радующимся падению железного занавеса и новой свободе, второй путь начал чудиться лучше и правильнее. Но затем вдруг стало понятным (особенно на WPP 2011), что любая крайность не так уж и хороша, а переизбыток горя и боли легко превращается в «визуальную порнографию», замыливает взгляд, создает у зрителя тоскливое чувство невозможности изменения существующего положения дел.

Удерживать баланс между человечностью, «правдой жизни» и упиванием чужими страданиями, прямотой взгляда и иносказанием, отрицанием проблем и такой мощной концентрацией боли, что не остается никакой надежды на спасение, оказалось удивительно непросто.

Виктория Ивлева, описывая условия, в которых она сделала серию «Внутри Чернобыля. Ученые-физики, члены комплексной экспедиции Института им. Курчатова, изучают последствия аварии на Чернобыльской АЭС» (1 место в «Историях в науке и технологиях», 1991), отмечает: «Это было настоящее дело для настоящих людей: там не было советской власти и вранья. А были правда, эйфория познания, и романтический дух Перестройки витал над всем».

Однако и в постперестроечных, вроде бы совсем иных, более жестких, не сравнимых с советскими сериях — «Новые аналитики» Георгия Пинхасова (1 место, «Искусство и развлечения», 1993), «Церковный обряд» (2 место, «Повседневная жизнь» 1995) и «Российское ортодоксальное крещение» (2 место, «Повседневная жизнь», 1996) Владимира Семина, «Зачистка» Владимира Веленгурина (1-й приз, «Истории в общих новостях», 2000), «Трагедия в Беслане» Юрия Козырева (2-й приз, «Новости. Серии», 2004) — мы все-таки видим иной, не вполне западный, более эмоциональный взгляд, чуть иначе (мягче? обнаженнее? просто по-другому?) ставящий проблему человека и его души.

Возможно, пришло время, отделив стыд за десятилетия разнарядок, подтасовок, грубости и ложной бодрости от неуловимо присутствующей в нашей фотографической традиции темы близости и сопереживания, предложить ее миру в качестве одной из возможностей поиска золотой середины между страхом и надеждой.

 

Юрий Белинский, фото ИТАР-ТАСС. 1977. Разное. 2-й приз. «Закадычные друзья. Народный артист СССР Михаил Николаевич Румянцев (клоун Карандаш) 
на прогулке. Ленинград».


 

Павел Кривцов, журнал «Огонек». 1988. Повседневная жизнь. 1-й приз. Из серии «Грустный праздник». Новый год в психиатрической больнице им. Кащенко. Москва.



Сергей Киврин, журнал «Советский Союз». 1981. Спорт. 3-й приз. «Штанга». Чемпионат мира по тяжелой атлетике. Лилль, Франция.

 

Владимир Вяткин, РИА «Новости». 1983 Искусство и наука. Поощрительная премия. Из серии «За кулисами большого балета». Театр Станиславского и Немировича-Данченко. Москва.

 


Игорь Костин, РИА «Новости». 1986 Наука и технологии. 1-й приз. Серия «Летний дневник Чернобыля». Авария на Чернобыльской АЭС.

 


Сергей Васильев, Союз журналистов СССР. 1981 Повседневная жизнь. 1-й приз. Из серии «Сельская баня». Челябинская обл.

 

Валдис Браунс, фотоклуб «Момент» (Латвия). 1977. Разное. 3-й приз. «Счастливый дождь». Молодожены. Латвия.

 

 

Геннадий Копосов, журнал «Огонек». 1964. Снимки общего характера. 1-й приз. «–550». Эвенкия.


 

Александр Лыскин, РИА «Новости». 1982. Природа. 1-й приз. «Графика Чукотки». Чукотский полуостров.


 

Виктор Загуменнов, Союз фотожурналистов СССР. 1981. Повседневная жизнь (истории). 3-й приз. Серия «Люди Чукотки». Эскимосская охота на моржа.


 


Сергей Васильев, газета «Вечерний Челябинск». 1990. Снимки общего характера (истории). Поощрительный приз. Серия «Жизнь в неволе».

 


Игорь Гаврилов, журнал «Огонек». 1987. Повседневная жизнь (истории). 2-й приз. Серия «Расплата». В исправительно-трудовом лагере для несовершеннолетних. СССР, Вологодская область.

 

Виктория Ивлева, Photo FOCUS. 1991. Истории в науке и технологиях. 1-й приз. Серия «Внутри Чернобыля». Ученые-физики, члены комплексной экспедиции Института им. Курчатова, изучают последствия аварии на Чернобыльской АЭС.

 

Георгий Пинхасов, MAGNUM для журнала «Нью-Йорк Тайм». 1993. Искусство и развлечения. 1-й приз. Серия «Новые аналитики». Китайские художники-авангардисты с иронией и юмором выступают против бескомпромиссности коммунистического режима.

 

Лев Шерстенников, журнал «Огонек». 1988. Люди в новостях. 3-й приз. «Дуэт». Андрей Сахаров в компании Анатолия Александрова на заседании Академии наук СССР. Москва.

 

Андрей Соловьев, фото ИТАР-ТАСС. 1989. Истории в особых новостях. 1-й приз. Серия «Сто тысяч демонстрантов у памятника Ленину». Обострение межнационального конфликта в Закавказье. Баку, Азербайджан.

 

Борис Юрченко, The Associated Press. 1988. Люди в новостях. 1-й приз. «Снова в центре внимания». Андрей Громыко, председатель Президиума Верховного Совета СССР. Москва.



Сергей Максимишин, газета «Известия». 2003. Искусство и развлечения. 1-й приз. Актеры любительской труппы «Наивной театральной компании» пьют чай в Учреждении психологии № 7, Санкт-Петербург.


 


Александр Земляниченко, The Associated Press. 1996 Люди в новостях. 3-й приз. «Предвыборная кампания в президенты России». В преддверии президентских выборов Борис Ельцин присоединяется к музыкальной группе. Ростов-на-Дону.


 



Владимир Веленгурин, газета «Комсомольская правда». 2000. Истории в общих новостях. 1-й приз. «Зачистка». Чеченская республика, Грозный.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Fujifilm выпустила новые прошивки для четырёх камер
19 июля 2018
Новости

Fujifilm выпустила новые прошивки для четырёх камер

Компания Fujifilm выпустила новые версии прошивок для камер X-Pro2, X-T2, X-H1 и GFX50S. Новые пршивки улучшают общую стабильность работы камер и испраялют ряд возникавших ошибок.

Новые штативы от Manfrotto
14 сентября 2018
Новости

Новые штативы от Manfrotto

Компания Manfrotto расширяет модельный ряд штативов Befree, выпуском трёх новых моделей. Среди новинок два штатива Befree 2N1 с замками QPL и M-Lock, а также специальная версия флагманского штатива Befree Nerissimo, выполненного в чёрном матовом цвете.

Поиграй со мной: Mad Catz® представляет беспроводной геймпад для смартфонов и планшетов Samsung
12 августа 2016
Новости

Поиграй со мной: Mad Catz® представляет беспроводной геймпад для смартфонов и планшетов Samsung

Mad Catz выпустила новый компактный Bluetooth-контроллер Micro C.T.R.L.R SMAPP, адресованный поклонникам мобильных игр на гаджетах Samsung. Новинка одобрена Samsung и полностью совместима со смартфонами и планшетами корейского бренда, а также способна заменить компьютерную мышь или пульт управления для домашнего кинотеатра.

Пункт доп. питания: анонсированы новые аккумуляторы для проекторов Vivitek Qumi
6 июля 2015
Новости

Пункт доп. питания: анонсированы новые аккумуляторы для проекторов Vivitek Qumi

Батареи отличаются повышенной емкостью и обеспечивают не только автономную работу проекторов Vivitek Qumi, но и способны подзаряжать внешние мобильные устройства через USB порт. Новый портативный литиево-ионный аккумулятор в паре с проектором Qumi Q4 или Q5 способен проработать от 1,8 до 4,5 часов в зависимости от мощности светового потока, выдаваемого проектором.

Долгий путь к успеху!
16 декабря 2005
Новости

Долгий путь к успеху!

Главной технической «изюминкой» новых акустических систем JVC являются диффузоры динамиков, изготовленные из дерева. На разработку технологии массового изготовления деревянного диффузора конструкторам JVC потребовалось около двадцати лет. Основная проблема, с которой столкнулись инженеры компании, это хрупкость тончайшего листа березового шпона, из которого изготавливают диафрагмы.

Фотокамера для отпуска: водонепроницаемая и ударопрочная Nikon Coolpix W100
9 августа 2016
Новости

Фотокамера для отпуска: водонепроницаемая и ударопрочная Nikon Coolpix W100

Модельный ряд компактных фотокамер COOLPIX компании Nikon пополнился 13,2-мегапиксельной моделью COOLPIX W100, которая поможет запечатлеть самые яркие моменты ваших путешествий. С ней вы можете плавать или нырять на глубину до 10 м¹, к тому же она отличается ударопрочностью (при падении с высоты до 1,8 м)², морозостойкостью (до температуры -10 °C)³ и пыленепроницаемостью⁴, так что смело берите ее с собой, куда бы вы ни отправились.

Обзор беззеркальной камеры Olympus PEN E-PL5
26 августа 2014
Обзоры

Обзор беззеркальной камеры Olympus PEN E-PL5

По всей видимости, в будущем модельном ряду «системных» камер Olympus линейка PEN Lite окажется самой младшей, вытеснив с рынка бюджетную серию Mini. Скорее всего осенью фотолюбители увидят обновленную версию E-PL. Пока же приходится довольствоваться E-PL5, самым свежим представителем линейки, выпущенной осенью 2012 года.

Победители Sony World Photography Awards 2016
10 июня 2016
Новости

Победители Sony World Photography Awards 2016

23 апреля 2016 года в Лондоне состоялась ежегодная торжественная церемония награждения победителей конкурса Sony World Photography Awards. Конкурс World Photography Awards при спонсорской поддержке компании Sony проводится Всемирной организацией фотографии (WPO) с 2007 года. WPO оказывает поддержку фотографам-профессионалам и фотолюбителям, а также студентам, изучающим фотографию.

LG Electronics представила в россии смартфоны К-серии 2017 года
2 февраля 2017
Новости

LG Electronics представила в россии смартфоны К-серии 2017 года

Компания LG Electronics (LG) представила новые смарт-фоны К-серии 2017 года с передовыми технологиями камеры и удобными пользовательскими функциями, унаследованными от моделей премиум-класса. Линейка средней цено-вой категории представлена устройствами LG K10 2017, LG K8 2017 и LG K7 2017.

Train & Win: обучайтесь и выигрывайте призы!
20 марта 2012
Новости

Train & Win: обучайтесь и выигрывайте призы!

Продажа и продвижение новых высокотехнологичных телефонов и телекоммуникационных решений предъявляет высокие требования к уровню подготовки и знаний продавцов в розничных магазинах. Уделяя особое внимание обучению партнеров, Gigaset запустил глобальную обучающую онлайн программу на портале Gigaset, а также анонсировал конкурс среди своих партнеров. Train & Win: Gigaset повышает уровень знаний продавцов-консультантов DECT телефонии, посредством современных обучающих онлайн программ.