Господа, а где компрессия?!

8 октября 2003

При упоминании этого слова в памяти всплывает яркая ПТУшная легенда. Слесарь автобазы, решив подшутить над «зеленым» практикантом, дал ему задание сходить к мастеру цеха и попросить «банку компрессии». Ничего не подозревающий паренек приходит к мастеру и интересуется, где можно взять емкость с «заветным содержимым». В итоге практикант отделывается увесистым подзатыльником, слесарь узнает от мастера много неслыханных доселе слов и лишается премии.

Но коварство компрессии заключается совсем не в этом. Для того чтобы вспомнить, откуда она берется и куда, в конце концов, пропадает, поговорим о двигателе внутреннего сгорания.

ОТКУДА?

Но для начала о том, что же это такое...

Компрессия (от лат. compressio – сжатие) — сжатие газа под действием внешних сил для уменьшения его объема, повышения давления и температуры.

Сжатие топливовоздушной смеси в цилиндре позволяет повысить полезную энергию, высвобождающуюся при ее сгорании.

Большинство автомобилей на сегодняшний день оснащается 4-тактными двигателями внутреннего сгорания (ДВС). Впуск – сжатие — рабочий ход — выпуск, как «Отче наш», просили запомнить еще на теоретических занятиях в автошколе. Но вот вопрос, где же спряталась эта компрессия? Говоря отстраненно — в камере сгорания, между днищем поршня, компрессионным кольцом и стенками самой камеры. А когда она там появляется? Именно в момент такта сжатия, когда поршень в цилиндре почти доходит до верхней мертвой точки (ВМТ), и остается всего несколько мгновений до воспламенения смеси.

Сама по себе она служит лишь показателем состояния цилиндропоршневой группы двигателя и некоторых других узлов, если оставить в стороне тему форсирования (или дефорсирования) двигателя.

КУДА?

Вся «ответственность» за компрессию лежит на поршне, компрессионных кольцах, впускных и выпускных клапанах, прокладке головки блока двигателя и некоторых других устройствах, наличие или отсутствие которых обусловлено типом силового агрегата. Давление в камере сгорания достигает 20...55 бар (в зависимости от типа ДВС – бензиновый или дизельный), и все «ответственные» детали должны выдерживать такую нагрузку, причем не единожды, а многократно. Однако ничего вечного нет. В процессе эксплуатации автомобиля что-то дает «слабину», и компрессия, пользуясь случаем, начинает неумолимо снижаться.

Рассматривать в этот раз все неисправности, ведущие к ее потере, мы не будем, так как темой сегодняшнего разговора станет раскоксовка поршневых колец и очистка от отложений камеры сгорания.

ТАНКИ ГРЯЗИ НЕ БОЯТСЯ?

Ну если речь идет о так сказать «внешнем виде», с этим утверждением можно согласиться. Но если вести речь о нагаре, образующемся в известных нам уже местах двигателя, то тут многотонная махина ничем не отличается от малолитражки. Нагарообразованию подвержены все без исключения бензиновые и дизельные ДВС, и, как бы то ни было, бороться с этим явлением рано или поздно приходится. О способах поговорим чуть позже, а сейчас немного о причинах.

Интенсивность смоло- и нагарообразования зависит от качества используемого топлива и моторного масла.

Бензины и бензиновые двигатели

Чем тяжелее фракционный состав бензина, выше его плотность, больше содержание в нем непредельных и ароматических углеводородов, тем выше склонность к смолообразованию. Основной показатель качества, характеризующий склонность данного вида топлива к образованию отложений в двигателях, — содержание в нем смолистых веществ. Они всегда присутствуют в бензине, а их количество зависит от технологии получения, способа очистки, длительности и условий хранения.

В зоне высоких температур (клапаны, днище поршня, поршневые канавки, стенки камеры сгорания) смолистые отложения постепенно уплотняются, частично выгорают и образуют твердые и хрупкие нагары. При большом их накоплении повышается износ, ухудшается рабочий процесс (а значит, повышается токсичность) и увеличивается расход топлива. В итоге это приводит к крупным неприятностям, таким как закоксовка поршневых колец и зависание клапанов.

В смоло- и нагарообразовании также участвует и выделяющаяся при неполном сгорании сажа, оседающая на горячих деталях двигателя. Добавим к этому и оксид свинца, содержащийся в антидетонаторах, причем он не только входит в состав отложений, но и губительно воздействует на свечи зажигания.

Дизель и дизельные двигатели

Здесь, как и в бензиновом ДВС, все зависит от качества топлива и смазочных материалов. Повышенное нагарообразование имеет место при неполном сгорании топлива, обусловленном тяжелым фракционным составом, большим количеством высокомолекулярных смолисто-асфальтовых соединений, зольностью, вязкостью и т.п. Но для дизеля с его сложной и дорогостоящей топливной аппаратурой все это может стать причиной более серьезных проблем, чем простое ухудшение экономичности, приемистости и банальный перегрев двигателя.

Солярку характеризуют коксовым числом – способностью топлива образовывать углистый остаток при высокотемпературном (800...900°С) разложении без доступа воздуха. Количество кокса зависит от глубины очистки топлива. Зола представляет собой минеральный остаток и образуется при температуре сгорания 800...850°С. Она тоже принимает «активное участие» в нагарообразовании, но помимо этого способствует и ускоренному износу деталей двигателя.

Немного о моторных маслах

Некоторые специалисты считают причиной повышенного нагарообразования именно некачественные масла. Что ж, спорить трудно, непонятного рода жидкости, купленные на развале у дороги, действительно могут нанести двигателю колоссальный вред. Однако, используя продукцию, хорошо зарекомендовавшую себя на рынке, но, пренебрегая плановыми сроками замены, можно довести мотор «до ручки».

В результате старения и загрязнения масло темнеет и накапливает в себе множество нежелательных примесей (в том числе и механических). Продолжая ездить на «грязном» масле, следует иметь в виду, что нагаро-, лако- и смолообразование в таком случае возрастает в несколько раз. А это уже грозит залеганием (затем пригоранием) поршневых колец, перегревом и повышенным износом деталей цилиндропоршневой группы, детонацией, потерей мощности, экономичности и в итоге заменой поршневых колец, а подчас — переборкой двигателя.




ПЕРЕБИРАТЬ ИЛИ НЕ ПЕРЕБИРАТЬ?

Напрашивается вопрос: «А есть ли альтернатива?» Да, есть. Причем, сопоставляя затраты (как финансовые, так и временные) на переборку и «альтернативный вариант», здравомыслящий человек отдаст предпочтение последнему. Имя ему – раскоксовка.

Но оговоримся сразу, этот способ не поможет, если «естественный износ» двигателя уже зашел слишком далеко. Редкий агрегат, намотавший по российским дорогам 150—200 тыс. км, может похвастать «отменным здоровьем», поэтому, если поршневые кольца уже основательно «подсели», тут поможет только их замена, а в этом случае перебирать все-таки придется.

Однако вернемся к раскоксовке.

Тут есть два пути: цивилизованный (отдадим ему предпочтение) и дедовский (на свой страх и риск).

К первому вернемся чуть позже, а сейчас разберем «опробованный и проверенный» годами последний. Заключается он в следующем: в разных пропорциях смешиваются бензин, ацетон, керосин и прочие растворители. Затем этот «коктейль Молотова» заливают в цилиндры двигателя и ждут — сутки, двое, трое... Российские «Кулибины» пользуются разными рецептами, поэтому и результаты непредсказуемы. Говорить о том, плохо это или хорошо, мы не возьмемся, напомним только о возможных побочных эффектах от воздействия едких жидкостей на детали цилиндропоршневой группы, сальники, прокладки.

А сейчас поговорим об «официальных» технологиях, применяемых при раскоксовке и очистке от отложений камер сгорания двигателей.

На сегодняшний день можно выделить несколько направлений: применение специальных присадок в масло; в топливо; раскоксовывание с применением специального оборудования на работающем двигателе; раскоксовывание с заливанием препарата непосредственно в цилиндры.

РЕЗУЛЬТАТЫ

Теперь о результатах.

Они возможны только при строжайшем соблюдении инструкций по применению всех без исключения присадок. Соблюдая все требования производителя, вы, скорее всего, получите эффект от применения того или иного средства. Но важно еще следующее. Даже неправильное использование любого препарата не должно нанести вреда двигателю, об этом тоже следует помнить при выборе и покупке. «Потребитель. АВТОДЕЛА» провел довольно масштабное тестирование препаратов по раскоксовке. Все они имели различную «технологию» применения и, соответственно, показали разные результаты. Сегодня мы предлагаем вам ознакомиться с результатами, показанными двумя препаратами — Wynn’s и ЛАВР, а итоги испытаний всех протестированных нами средств будут опубликованы в следующем номере.

Для «чистоты эксперимента» мы обработали каждым препаратом минимум по пять автомобилей с довольно солидным пробегом.

Сейчас немного о методике проведения тестов.

Таблица содержит данные о результатах замеров, проведенных до обработки двигателя препаратом, и итоговых, проведенных после.

Важнейшим показателем состояния деталей ЦПГ и ГРМ (если не учитывать тепловые зазоры клапанов) двигателя является компрессия, второстепенным — токсичность (Co и Ch).

Для получения более точных результатов замер компрессии производился ввинчивающимся компрессометром. Определение токсичности отработавших газов (ОГ) производилось газоанализатором, предоставленным автомобильным сервисным центром «Долгопрудный – ЛАДА».

Как вы можете заметить, в некоторых случаях токсичность ОГ после обработки повышается. Это обусловлено нарушением работы некоторых систем двигателя в процессе эксплуатации. В инструкциях по применению всех средств есть напоминание о необходимости проведения «регламентных» регулировок после обработки.


WYNN’S Combustion Chamber and Valve Cleaner

НАЗНАЧЕНИЕ: применяется для восстановления компрессии, растворения и удаления отложений со стенок камеры сгорания и с клапанов ГРМ.

СВОЙСТВА: восстанавливает подвижность клапанов и предотвращает детонацию (вызванную нагарообразованием), растворяет и удаляет отложения со стенок камеры сгорания, из канавок поршневых колец, а также ликвидирует налет во впускном коллекторе, восстанавливает компрессию.

ПРИМЕНЕНИЕ: может применяться на всех бензиновых двигателях, как карбюраторных, так и впрысковых.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ: препарат WYNN’S подается в задроссельное пространство через специальный адаптер, регулирующий подачу присадки в двигатель. Адаптер присоединяется к вакуумному патрубку (т.к. их может быть несколько, то выбирать следует тот, который находится ближе к центру впускного коллектора). Пусть вас не смущает то, что все патрубки могут оказаться разного диаметра, «управлять» подачей присадки будете вы сами (посредством вентиля). Некоторые «профессионалы» вообще обходятся без адаптера, а пользуются обычной медицинской капельницей, правда, слегка «модернизированной».

Последовательность действий: прогреть двигатель, подсоединить патрубок к адаптеру (вентиль подачи должен быть закрыт), увеличить частоту вращения коленчатого вала двигателя до 1500 об/мин. Открыть вентиль и отрегулировать подачу присадки так, чтобы двигатель работал с минимальной частотой вращения коленчатого вала. Примерно через 5—7 минут емкость с препаратом опустеет, после чего необходимо заглушить двигатель, отсоединить адаптер, восстановить соединение патрубков. По прошествии 10 минут (это время необходимо, чтобы вещество впиталось в нагар) следует запустить мотор и дать ему поработать на холостом ходу или «погонять» двигатель на различных оборотах (не превышающих 2/3 от максимально допустимых).

Отрегулировать двигатель в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию автомобиля.

ДОЗИРОВКА: стандартная упаковка содержит 325 мл препарата.

ЦЕНА: средняя в Москве – $6–7.

РЕЗЮМЕ: этот препарат относится к серии средств «для раскоксовывания с применением специального оборудования на работающем двигателе». Правда, «специальным оборудованием» в данном случае называют простой виниловый патрубок с двумя переходниками и вентилем. Применение WYNN’S (при точном соблюдении инструкции) дает ощутимый результат. Например, повышение компрессии в четвертом цилиндре ВАЗ 21093 (см. табл.) на 3 единицы, очень приличный результат!


ЛАВР МЛ-202

Жидкость для раскоксовывания двигателя

НАЗНАЧЕНИЕ: средство для безразборной очистки поршня, поршневых колец и деталей камеры сгорания.

СВОЙСТВА: очищает поршневые кольца и канавки, восстанавливает компрессию, удаляет вредные отложения с поверхности деталей камеры сгорания, устраняет калильное зажигание и детонацию (вызванную нагарообразованием).

ПРИМЕНЕНИЕ: предназначен для раскоксовки любых дизельных и бензиновых двигателей.

ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ: потребуется установить автомобиль на горизонтальной площадке (в этом случае оси цилиндров займут вертикальное положение, при условии, что двигатель рядный и не оппозитный) и прогреть мотор до рабочей температуры. Последовательность действий: заглушить силовой агрегат, выкрутить свечи зажигания (бензиновый ДВС), форсунки и свечи накаливания (дизельный ДВС). Залить в каждый цилиндр по 45 мл препарата, после чего сразу же закрыть технологические отверстия (можно закрутить снятые ранее свечи (форсунки)) для образования «паровой бани» в камерах сгорания. Затем следует отключить систему зажигания (закоротить центральный провод, снять разъем с датчика Холла и пр.) во избежание искрения и возможного воспламенения раскоксовывающего препарата.

Оставить двигатель на 1 час. По истечении времени освободить технологические отверстия. Прокрутить коленчатый вал стартером 2—3 раза по 5—10 секунд при полностью выжатой педали акселератора для удаления излишков жидкости и паров из цилиндров. Установить демонтированные узлы и детали. После этого запустить двигатель и дать ему поработать 5—10 минут в режиме переменных оборотов (холостой ход с перегазовкой), при этом не рекомендуется «раскручивать» мотор более чем на 2/3 от максимальных оборотов. Заменить отработанное масло.

ДОЗИРОВКА: стандартная упаковка содержит 185 мл раскоксовывающей жидкости (достаточно для обработки двигателя объемом до 2 л). Если литраж больше, придется использовать флакон 330 мл.

ЦЕНА: средняя в Москве — $3,5 (за комплект: жидкость для раскоксовки, 185 мл и препарат для промывки масляной системы, 330 мл).

РЕЗЮМЕ: недорогой препарат очень высокого качества и, что приятно, – российского производства. Он действительно обладает всеми заявленными производителем свойствами. С результатами применения можно ознакомится в таблице.




8 октября 2003

Комментарии

Александр
01.04.2008
0
А как быть с двигателем V6 2,8L на AUDI? По поводу расположения поршней под углом??? Например по Лавру!
Leonid
12.06.2008
0
Залей 3 флакона (или сколько влезет) если денег не жалко, я так и делал со сиеррой V6 - 2.0L
Сергей
22.11.2010
0
Пользовался ЛАВРом на СОНАТЕ, компрессия была 8.5-11.5-12-10. После проведения процедуры - 11.5-11.5-11.5-11.5. Сработало отлично. Дал совет всем своим друзьям. Все отметили высокую результативность.
Разрушитель мифов
03.03.2011
0
Если компрессия (6-8) и ездить на газу не фиг лить ЛАВР МЛ-202 - не поможет (ибо там все чисто). Если компрессия (6-8)и ездишь на бензине при поломке колечек или залегании раскоксовка ЛАВР МЛ-202 может убить двигатель !!!
В итого будет (0-5)компрессия (с места даже не тронешься)!!!

Похожие статьи

Почти каждый четвертый новый автомобиль в Германии оснащается системой предупреждения об усталости водителя
16 октября 2014
Новости

Почти каждый четвертый новый автомобиль в Германии оснащается системой предупреждения об усталости водителя

Системы помощи водителю могут спасти много жизней. Порой предупреждающего сигнала и отображения кофейной чашки на приборной панели может оказаться достаточно, чтобы напомнить человеку за рулем о необходимости сделать перерыв после продолжительного времени в пути и, тем самым, избежать возможного ДТП. Почти 680 тысяч из 2,95 миллиона новых автомобилей (то есть практически четверть), зарегистрированных в Германии в течение прошлого года, уже сейчас способны предупреждать уставших водителей.

Street Storm CVR-A7620 — первый в России видеорегистратор, снимающий видео в качестве Full HD одновременно с двух каналов
7 февраля 2014
Новости

Street Storm CVR-A7620 — первый в России видеорегистратор, снимающий видео в качестве Full HD одновременно с двух каналов

Москва, 7 февраля 2014 г. — Компания Street Storm, специализирующаяся на производстве портативной автомобильной электроники и товаров для тюнинга, представляет новую модель видеорегистратора Street Storm CVR-A7620, выполненную с усовершенствованной модификацией процессора Ambarella A7 — A7LA70D. Функциональные возможности процессора A7LA70D позволяют производить полноценную съемку в качестве Full HD 1080p (1920х1080) со скоростью записи 30 кадров в секунду одновременно с двух независимых камер.

Видеть все!
21 июля 2006
Советы

Видеть все!

«Безопасность и комфорт» — два слова, уже более ста лет определяющих концепцию производства и развития автомобильных стекол, два комплексных понятия, все это время с успехом стимулирующих данный процесс. За последние сто лет автомобильное стекло благодаря усилиям стеклоделов и автомобильных конструкторов превратилось из опасного соседа в незаменимого спутника и защитника водителя и пассажиров в дороге.

Путешествую легко!
30 марта 2006
Новости

Путешествую легко!

Шведская компания MONT BLANC, один из мировых лидеров по производству автомобильных багажников, ведет свою историю с 1947 года. Имея за плечами более полувековой опыт в проектировке багажников, компания оправданно заслужила доверие автовладельцев всего мира. Такие успехи были достигнуты только благодаря отслеживанию потребностей рынка, постоянному внедрению новых моделей и неизменно высокому качеству.

Охранники-невидимки
21 июля 2006
Новости

Охранники-невидимки

Мы уже много раз рассказывали об автомобильных сигнализациях SHERIFF, однако линейка продуктов под данной торговой маркой не ограничивается одними сигнализациями. Герои данного материала относятся к более узкоспециализированному классу иммобилайзеров. Единственное, что кроме марки объединяет эти два «обез-движивателя», так это полное отсутствие функций комфорта.

Под защитой тигра
30 марта 2006
Новости

Под защитой тигра

Автомобильные охранные системы SCHER-KHAN MAGICAR по праву считаются одними из пионеров движения автомобильных сигнализаций с обратной связью. Причем производителю удалось привнести в этот сектор удобство и престижность. Так, красочные дисплеи с цветной подложкой и наглядной индикацией состояния автомобиля стали визитной карточкой этих охранных систем.

Смотри MIYOTA
10 июня 2004
Новости

Смотри MIYOTA

Сейчас мы вам расскажем о том, как сделать из своего автомобиля многозальный кинотеатр. Думаете это невозможно или требует баснословных денег? В этом случае вы заблуждаетесь. Ладно, хватит ходить вокруг да около, обратимся к фактам, цифрам и каталогу техники компании MIYOTA. Первым делом рассаживаем семейство по машине и начинаем соображать, кому что нужно.

Рулевые переходники
10 марта 2004
Обзоры

Рулевые переходники

УСТАНОВКА Для установки рулей нами использовались переходники MOMO и SIMONI RACING. Самое главное отличие переходников в том, что SIMONI RACING более универсален, так как имеет двенадцать отверстий для крепления руля вместо шести у MOMO. Цена же их различается всего на одну европейскую денежную единицу: MOMO – 35 евро, SIMONI RACING – 36 евро.

Запущен информационный ресурс «Безопасные дороги»
21 сентября 2016
Новости

Запущен информационный ресурс «Безопасные дороги»

Москва, 21 сентября 2016 года. — Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации сообщает о запуске в тестовую эксплуатацию информационного ресурса «Безопасные дороги», обеспечивающего отображение, размещение и представление, в том числе в формате открытых данных, информации о дорожном движении. Ресурс разработан Минкомсвязью России в рамках исполнения мероприятий, утвержденных Председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым в августе 2015 года, и направленных на снижение смертности населения от дорожно-транспортных происшествий.

Автосервис ждет...
10 июня 2004
Советы

Автосервис ждет...

В настоящей статье мы рассмотрим общие вопросы и особенности, касающиеся одного из самых регулярных явлений в жизни каждого автолюбителя – технического ремонта и обслуживания автомобиля в автосервисе. Большинство из нас привычно относятся к процедурам, которые сопровождают техническое обслуживание наших железных коней, при этом, часто не зная своих законных прав, многим автовладельцам приходится повиноваться необоснованным требованиям обслуживающих организаций.