Экстремальный байк

28 апреля 2005

Существует огромное множество различных стилей катания на велосипеде, начиная от простой прогулочной езды по парку и заканчивая совершенно невозможными трюками. Если с «прогулкой» все более или менее понятно — основные черты таких покатушек будут весьма похожи между собой, то экстремальный байк можно разделить на несколько основных разновидностей, которые связывает между собой только виртуозное владение велосипедом. Итак, перечислим основные виды экстремального байка — это скоростной спуск (даунхил), фрирайд, байкер-кросс, триал, различные виды ВМХ, а также к экстремальным видам велоспорта можно отнести бэккантри и кросс-кантри.

Кросс-кантри — это скоростная езда на несколько километров по пересеченной местности. В своей «легкой» форме — ничего особо экстремального, просто хорошие покатушки (тут многое зависит от местности и от скорости, которую развивает прорайдер), но это только до поры до времени. «Сюрпризы» то и дело поджидают вас на реальных кросс-кантрийных трассах, когда хочется слезть с велосипеда и преодолевать их пешком, но это — непозволительная роскошь, поскольку в кросс-кантри ценится время, за которое ты прошел трассу.

Родственный кросс-кантри стиль — это бэккантри. Это некий «гибрид» между кросс-кантрийными гонками и такими видами МТВ, как фрирайд и даунхил. Интересный, но при этом весьма опасный. Требует отличной подготовки и очень прочного, но при этом легкого велосипеда с хорошей амортизацией.

Фрирайд (иначе этот стиль называют эндуро) — как и следует из названия, это свободный стиль. Но прежде чем испытывать на себе его «прелести», очень желательно в достаточной мере овладеть техникой крутых съезжалок, прыжков и различных трюков. Кроме этого этот стиль предполагает специальную экипировку прорайдера и велосипеда, обладающего такими свойствами, как высокая прочность и надежность.

Байкер-кросс — это настоящий фейерверк эмоций! По своей сути это скоростная гонка, длящаяся несколько секунд, когда с холма стартует четверо участников, преодолевающих относительно небольшой, но очень экстремальный спуск на время. Подобные спуски характеризуются, как правило, крутыми поворотами, трамплинами и т.п. препятствиями. Этот вид катания очень зрелищный и приковывает к себе внимание, но одновременно это и одна из наиболее опасных дисциплин, а потому, пожалуй, стоит рассказать о ней побольше, что и будет сделано после завершения перечисления видов экстремального байка.

Даунхил — скоростной спуск с горы. Эту дисциплину также рассмотрим подробней.

Триал — это виртуозное преодоление различного вида препятствий типа кусков рельс, труб, бочек, огромных ступенек и прочих препятствий. Крутые парни могут перепрыгивать через такие препятствия, а могут тщательно и продуманно карабкаться через них. Главное — во что бы то ни стало не коснуться ногой земли и не упасть с велосипеда! Время, как правило, не главный параметр в таких соревнованиях.

ВМХ — это сокращение английских слов Bycicle-Moto-Exctream, обозначающее велосипед небольшого размера с маленькими, но очень прочными колесами и с еще более прочной рамой и рулем. ВМХ также подразумевает множество стилей катания, требующих определенной «заточки» велосипеда и особенного мастерства прорайдера. Кратко перечислим основные виды ВМХ: flat — акробатическая езда по городу; езда по специально подготовленной пересеченной местности с трамплинами — race; dirt — трасса для дерта состоит практически из одних довольно крутых трамплинов и виражей, vert (вертикальный уклон) — это прыжки, повороты и прочая акробатика в рампах — больших U-образных половинах трубы, размеры которой достигают до 4-7 м в высоту и до 12-50 м в длину. Еще один тип ВМХ — катание с такими элементами, как прыжки с лестниц и скольжение по граням и перилам. Этот тип BMX получил название стрит. Он отличается от флэта в первую очередь тем, что более сложен технически и подразумевает большую агрессивность, экстремальность и опытность прорайдера.

А теперь остановимся на таких видах экстремального МТВ, как байкер-кросс и даунхил.

БАЙКЕР-КРОСС

Для того чтобы поучаствовать в соревнованиях по данной дисциплине, необходимо сперва пройти квалификацию. Теоретически подать заявку для прохождения квалификации может любой желающий, обладающий более или менее подходящим велосипедом и соизволивший захватить с собой шлем. Впрочем, тут стоит добавить, что за границей перед прохождением квалификации участником у него проверяют не только наличие шлема, но и всю экипировку — чтобы, не дай бог, чего не вышло.

Кроме велосипеда и шлема потенциальный участник должен иметь с собой паспорт, а также обладать заранее полученной лицензией от Федерации велоспорта — данная лицензия выдается на год.

Когда все формальности улажены, участник квалификации получает номер и проходит в одиночестве трассу для байкер-кросса на время. В этом и состоит суть квалификации. Естественно, чем быстрей пройдена трасса, тем лучше для проходящего, поскольку в случае успешного прохождения квалификации участнику с лучшим временем достается лучшее место на старте. При желании участник с лучшим временем сам может определить себе место на трассе.

Что же касается самой трассы, то, как правило, это участок длиной 200-300 метров и около 8 метров в ширину, изобилующий трамплинами, а время прохождения такой трассы — что-то около 30-40 секунд.

Далее происходит формирование «четверок», поскольку в каждом заезде участвует четыре участника, а потому, как правило, по результатам квалификации отбирают 32 или 64 участника, число зависит от общего числа желающих. Стоит заметить, что несколько лет назад байкер-кросс имел несколько иную форму: в заезде участвовало только двое спортсменов, а сама дисциплина носила название параллельного слалома. Но со временем правила изменились, соревнования стали более зрелищными и вместе с тем опасными, а время их проведения несколько сократилось.

«Четверка» будет формироваться судьями по следующему принципу (например, в ситуации, когда всего отобрано 32 участника): это 1-й, 8-й, 16-й и 32-й. Т.е. самый сильный гонщик оказывается вместе с более слабыми участниками. Иногда в одной «четверке» сразу оказывается несколько сильных прорайдеров — в ситуации, когда кто-то из них ошибается во время прохождения квалификации и в результате зарабатывает «плохое» время. Такие заезды бывают, как правило, наиболее зрелищными.

После расстановки следует и сам заезд. По его результатам из «четверки» выделяются двое победивших (показавших лучшее время), которые будут принимать участие в следующем заезде и т.д. до полуфинала.

Естественно, что финал определяет победителей, которые получают места с 1-го по 4-е. Но и полуфиналисты, не прошедшие в финал, могут разделить оставшиеся четыре места — с 5-го по 8-е, пройдя «утешительный» заезд, проводящийся после финала.

Байкер-кросс — очень популярный вид экстремального велоспорта за рубежом. Ежегодно проводится множество соревнований по байкер-кроссу, в том числе Чемпионат мира. Российские экстремалы пока еще не успели как следует проявить себя в данном виде спорта, отчасти из-за того, что в России маловато «интересных» трасс для байкер-кросса. Наиболее приспособленные трассы для данной дисциплины — это трасса в Орехово (Москва) и в парке «Волен» (Яхрома).

ДАУНХИЛ

Что же касается даунхила, то здесь с трассами ситуация похожая — например, в Москве попросту нет подходящих гор, где можно было бы как следует развернуться настоящему любителю данной дисциплины. Так или иначе, но для DH нужна большая гора. Поэтому и дисциплина, по которой здесь проводят соревнования, несколько изменилась относительно «классики» и стала называться мини-даунхилом (mini-DH).

По словам самих гонщиков, трассы для мини-даунхила, безусловно, менее интересные, чем для «обыкновенного» даунхила. В Москве это трассы в Орехово, на Нагорной. Впрочем, можно оттачивать свое мастерство в данном виде велоспорта практически на любой горе с более или менее подходящим рельефом. Чтобы усложнить трассу, вводится множество поворотов и изгибов, чтобы увеличить сложность спуска и зрелищность соревнований.

Российские соревнования по «классическому» даунхилу раньше проводились на Красной Поляне (Юго-Западный Кавказ, недалеко от Сочи), а в 2004-м году — на Домбае и в Пятигорске.

Что же касается мировых соревнований по DH, то тут российским спортсменам предстоит еще многому научиться, а также найти подходящие места для тренировок. Стоит отметить, что у российских гонщиков скорость на спуске достигается порядка 65 км/ч, тогда как у зарубежных — порядка 80 км/ч. Так что пока места, занимаемые российскими экстремалами в данной дисциплине, далеки от победных, но будем надеяться, что со временем и России будет чем похвастаться в данном виде спорта.

Теперь и о самих соревнованиях. Как и в байкер-кроссе, перед началом соревнований спортсменам необходимо пройти квалификацию. Требования к участникам предъявляются те же, что и в байкер-кроссе. Но в даунхиле трассы по сравнению с байкер-кроссом достаточно большие — 2-4 км, а также, как правило, имеют место быть большие перепады высот. Цель квалификации — хорошо пройти трассу за минимальное время. Естественно, во время квалификации трасса проходится в одиночестве так же, как и во время самих соревнований.

Сами участники зачастую рассматривают квалификационное прохождение трассы как еще одну тренировку перед решающим заездом.

По результатам квалификации судьями составляется список, по которому участники совершают спуск. Список составляется таким образом, что спортсмен, показавший лучшее время, оказывается в списке последним, тогда как спортсмен со слабыми результатами — в списке на первом месте. Это было задумано, скорее всего, для того, чтобы подогреть интерес зрителей, наблюдающих за соревнованиями. Получается, что первый гонщик скатывается с горы относительно медленно, следующий — быстрей, третий — еще быстрей и так далее. Победителем оказывается тот, кто показал лучшее время.

Это, конечно же, далеко не все, что можно сказать об экстремальном байке (в том числе и о байкер-кроссе и даунхиле). Впрочем, еще лучше увидеть подобные соревнования своими глазами — это весьма увлекательное зрелище, которое способно «завести» каждого! И, кто знает, вполне возможно, что со временем кто-то из сегодняшних зрителей сможет стать завтрашним чемпионом.

Большое спасибо за помощь в написании статьи Олегу Воронину и сайту www.velomania.ru

28 апреля 2005

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Полезные мелочи
28 апреля 2005
Советы

Полезные мелочи

Итак, пора на покатушки! Но прежде чем выезжать из дома, будет не лишним проверить вашу и велосипедную экипировку. ВЕЛООДЕЖДА И ЭКИПИРОВКА Оптимальная одежда для катания на велосипеде — та, в которой комфортно ездить в заданном темпе при определенной температуре воздуха. И выбирать что-то конкретное лучше, учитывая где и как вы привыкли кататься.

Персональный авиатранспорт
12 декабря 2005
Советы

Персональный авиатранспорт

Парамотор дает невероятное ощущение абсолютной свободы движения: позволяет «скользить» буквально в десятке сантиметров над колосящейся пшеницей, тут же подняться и заложить вираж над кромкой деревьев, снизиться снова. Любой объект — как на ладони. Облететь по периметру, приблизиться сверху, сбоку, снизу — это все равно, что рассматривать предмет, держа его в руках.

Снимайте больше & лучше с SEA&SEA
24 марта 2004
Новости

Снимайте больше & лучше с SEA&SEA

С каждым годом дайвинг как активный вид отдыха приобретает все большую популярность среди россиян. Особенно среди тех людей, которые снимают свои путешествия в подводный мир на фото и видео. Хотя и говорят, что снимает не камера, а фотограф, но, не имея хорошей фотоаппаратуры, последний всегда будет ограничен в свободе съемки.

Исскуство парить
5 ноября 2004
Советы

Исскуство парить

Парить над землей красиво и чертовски увлекательно! Вместе с тем это еще и опасно. Для того, чтобы полет не был похож на последний путь подбитого истребителя, начинающему спортсмену нужно пройти серьезную подготовку, которая потребует от него колоссальных усилий и терпения. Но все это будет вознаграждено поистине великолепными ощущениями от полетов.

Сервис сделал - ныряй смело
5 ноября 2004
Советы

Сервис сделал - ныряй смело

Армия дайверов с каждым годом в нашей стране становится все больше и больше. Также растет количество вопросов, связанных с дайверским снаряжением, особенно — его обслуживанием. Об этом всем мы расспросили технического специалиста, старшего инструктора-испытателя водолазного снаряжения ВМФ России, инструктора PADI, CMAS Алексея Ястребова.

"Летучий корабль" Александра I
5 ноября 2004
Советы

"Летучий корабль" Александра I

На заре До начала 20-х годов прошлого века термин «воздухоплавание» обозначал передвижение по воздуху вообще. В царствование императрицы Екатерины II посланник русской царицы во Франции И. Баратынский доложил об экспериментах с воздушными шарами братьев Монгольфье. Сообщение его попало в газеты и наделало много шума.

На шаг впереди!
12 декабря 2005
Новости

На шаг впереди!

«НА ШАГ ВПЕРЕДИ» – девиз фирмы BOTAS, знаменитого производителя спортивной обуви, лыжных ботинок и ледовых коньков. Из года в год компания доказывает справедливость своего слогана, разрабатывая дизайн и совершенствуя технологии. Принимая активное участие в спортивных мероприятиях, BOTAS совершенствуется вместе со спортсменами, достигая новых результатов.

"Глубокое" самопознание, или фридайвинг с Юлией Петрик
24 марта 2004
Обзоры

"Глубокое" самопознание, или фридайвинг с Юлией Петрик

Наше знакомство с Юлией Петрик состоялось на выставке «Дайвинг 2004», где она представляла кафедру теории и методики экстремальных видов спорта. Юлия согласилась ответить на несколько вопросов о фридайвинге в России и в мире сегодня. — Что, на ваш взгляд, можно считать отправной точкой в развитии фридайвинга? — Если рассматривать фридайвинг не как вид спорта, а как явление общее — умение человека нырять на задержке дыхания, то четкую дату рождения, конечно же, определить невозможно.

Подмосковный марш-бросок
24 марта 2004
Обзоры

Подмосковный марш-бросок

В ноябре 2003 года мне довелось принять участие в интересном соревновании по спортивному ориентированию под названием Московский марш-бросок, точнее ММБ2003-LITE. Почему «LITE»? Потому что весенний марш-бросок проводится по полной программе: дистанция вдвое больше, и идется она в два этапа, с промежуточной ночевкой.

Сердце в ритме Tunturi
12 декабря 2005
Новости

Сердце в ритме Tunturi

Финская компания TUNTURI была образована более 80-ти лет назад, в 1922 г., и занималась ремонтом велосипедов. Первый велосипед собственной разработки она выпустила спустя всего четыре года после открытия, в 1926 г., а первый тренажер – в 1969-м. Сейчас TUNTURI – это компания с мировым именем, производящая полную линейку тренажеров, соответствующих последнему слову техники.