Бизнес в кризис: лицом к потребителю. Рецепт успеха от экспертов рынка сантехнического оборудования

Экономический кризис серьёзно ударил по рынку потребительских товаров, в частности — сантехнического оборудования. Однако практика показывает, что даже в сегодняшних сложных условиях грамотное позиционирование внутри своей ниши и рациональный подход к организации бизнес-процессов позволяют не только сохранить, но и упрочить положение на рынке. О том, как это сделать, рассказывает Людмила Адестова, генеральный директор компании GuteWetter, первого в России производителя душевых ограждений.

Пресс-служба компании GuteWetter

Рецепт успеха от экспертов рынка сантехнического оборудования

Сегодня часто говорят, что происходящее в экономике — не кризис в привычном понимании, то есть краткосрочное падение с последующим ростом, а некая новая реальность, в условиях которой придётся работать чуть ли не всегда. Как компания может быть готова к такому, если нельзя даже спрогнозировать, какие испытания на прочность ей предстоит пережить?

Смотря что подразумевать под готовностью. Слово «прочность» обычно подразумевает некие резервы на случай непредвиденных обстоятельств, своего рода подкожный жир. У кого его больше — тот и переживёт зиму.

Определённые резервы нужны, конечно. Но сам подход я считаю неверным. Во-первых, резервирование ресурсов замедляет развитие. Во-вторых, ставка на накопленные резервы делает компанию заложником ситуации. Это экстенсивная стратегия, которая может сыграть злую шутку даже с очень крупным и уверенным в себе игроком. Поэтому с наступлением кризиса надо не «затягивать пояс», а менять стратегию. Что, конечно, не отменяет необходимости жёсткого контроля за расходами.

Смена стратегии происходит через оптимизацию бизнес-процессов и производства?

Оптимизация — не самое подходящее слово в данном случае. Оптимизировать бизнес-процессы вы должны постоянно, а не только когда «припекло». Смена стратегии предполагает поиск новых форматов. Это относится ко всему — и к производству, и к продажам, и к маркетингу. Нужно работать не просто интенсивнее, а по-другому.

Например, мы полностью сменили стратегию продаж. Если раньше это была привычная на рынке сантехоборудования торговля через региональных партнёров, специализированные магазины и торговые центры, то с 2015 года мы сделали ставку на развитие собственной торговой сети и планируем открыть не менее 100 специализированных магазинов душевых ограждений во всех крупных городах страны.

                   

Весьма необычный формат для рынка сантехнического оборудования. Как обеспечить прибыльность торговых точек, работающих всего с одним видом товара?

Если говорить о классическом торговом предприятии, то сложно. Но мы сами производим продукт, который продаём, а это уже совершенно другая логистика. Переключившись на формат прямых продаж, мы убрали лишние звенья из цепочки между фабрикой и потребителем, сократили накладные расходы и снизили торговую наценку.

Психология продаж также изменилась. Раньше наша продукция занимала небольшое место в ассортименте магазина, никто не продавал её специально, до того момента, пока покупатель сам не поинтересуется душевыми ограждениями или не заметит их и не спросит. И даже после этого продавец не имел возможности посвятить себя полностью нашему продукту, поскольку у него были и другие задачи. Зачастую получалось так, что информация о достоинствах нашего продукта доводилась до покупателя в сжатом или даже искажённом виде.

Сейчас контакт с покупателем начинается ещё до того, как он оказался в магазине. Проходя по торговому центру, он видит не безликий магазин сантехники или стройматериалов, а именно фирменный магазин душевых ограждений GuteWetter. Контакт уже состоялся. Внутри — только наш товар, наши презентационные материалы и наши консультанты, которые не заняты ничем, кроме душевых ограждений. Всё внимание посвящено их продажам. Это совершенно другой уровень взаимодействия с потребителем.

И всё же люди нечасто ходят в магазин за душевыми ограждениями, спонтанно такие покупки тоже не совершаются.

Проходимость, очевидно, будет меньше.

Это не такой уж однозначный вывод, с ним можно поспорить. Если отдельно рассматривать рынок именно душевых ограждений, то он пока что очень далёк от насыщения. Не все потенциальные покупатели вообще осведомлены о том, что есть такое решение для ванной комнаты, что оно доступно широкому потребителю и что его можно заказать прямо по соседству. А когда люди узнают об этом, интерес появляется моментально. И ведь это не только частные заказчики, но и корпоративные — владельцы гостиниц и СПА-салонов, администраторы медицинских учреждений, спорткомплексов, домов отдыха, санаториев. У нас был случай, когда в Ростове-на-Дону владелец гостиницы случайно набрёл на наш магазин в торговом центре «Мир ремонта ХДМ-Юг» и сразу же разместил очень крупный заказ. Раньше на этом месте был обычный магазин сантехники, мимо которого он ходил постоянно, даже не догадываясь, что там есть именно то, что ему нужно.

И потом, я не зря говорила о новых форматах. Это относится и к бизнес-модели наших новых розничных точек. Для управления магазинами мы привлекаем местных индивидуальных предпринимателей, предлагая им долю в прибыли. Компания несёт расходы по аренде, поставляет торговое оборудование, POS-материалы и собственно товар. Местный партнёр выбирает место для магазина, ориентируясь на своё знание города, занимается вопросами организации продаж, нанимает сотрудников и платит им заработную плату из полученных от продаж средств. В условиях, когда многие владельцы небольших магазинов вынуждены ликвидировать свой бизнес, мы предлагаем им начать в новом формате на выгодных условиях и с хорошей перспективой.

Получается что-то вроде франшизы. Есть результаты, которые подтверждают эффективность такой модели?

Конечно. Уже первые торговые точки показали, что специализированные магазины дают выручку в 5-10 раз больше реализации через чужие магазины на том же месте. И окупаются всего за несколько месяцев. Более того, некоторые наши новые управляющие на местах выразили готовность увеличивать количество торговых точек и расширять зону охвата путём привлечения второго эшелона партнёров из небольших городов, уже на условиях классической франшизы.

Дополнительным фактором, увеличивающим рентабельность розничного проекта, является существенное снижение арендных ставок. Сейчас, если вы знаете рынок, можно вдвое снизить плату за арендуемые под магазин площади по сравнению с 2015 годом.

Подразумевает ли новая бизнес-модель также и новые опции для покупателя?

Да, и они не ограничиваются удобством магазинов и доступностью продукта. Мы понимаем, что сегодня как никогда важно соотношение цена/качество и потребителю нужен премиальный товар по доступной цене. Поэтому мы пересмотрели подходы и к организации производства, что позволило нам работать, не привязываясь к курсовым колебаниям. В результате мы смогли заморозить отпускные цены на уровне 2014-го: уже 2 года они остаются неизменными.

Появились и новые продуктовые решения. Например, это серия душевых ограждений Guwer, которые устанавливаются с использованием технологии химического крепежа, вообще без сверления стен. В Европе эта технология монтажа уже приобрела широкую популярность, но на российском рынке мы представили её впервые.

В остальном новая серия, изготавливаемая из 6-миллимитрового закалённого стекла, практически ничем не отличается от популярной серии Shape, за исключением цены. Отсутствие сложных в изготовлении крепёжных элементов и сокращение нормы прибыли за счёт увеличения объёма продаж позволили сделать Guwer в 2 с лишним раза дешевле: стандартный комплект стоит всего 35 тыс. рублей против 80-ти за аналогичный по своим параметрам и качеству комплект  Shape.

Очевидно, какая-то оптимизация производства всё же произошла?

Конечно, как я уже говорила, оптимизировать бизнес-процессы в компании нужно постоянно. Изменение формата продаж повлекло за собой и логичные изменения по другим направлениям работы.

Например, мы расширили производственные площади и увеличили объём выпуска продукции, но при этом сократили производственные расходы. Произошло это не в ущерб качеству и технологичности, а за счёт отказа от некоторых подрядов: мы установили на фабрике дополнительное оборудование и теперь сами изготавливаем ряд комплектующих, которые прежде заказывали у сторонних производителей.

Изменилась и схема оптовых продаж. С появлением уполномоченных партнёров в регионах продажи стали их зоной ответственности, что позволило нам сократить департамент продаж центрального офиса.

А как изменился объём маркетинговых затрат? Обычно именно их урезают в первую очередь в условиях кризиса.

Мы поступили ровно наоборот: с 2014 года наши расходы на маркетинг выросли минимум вдвое. Конечно, в первую очередь это связано с затратами на открытие собственных магазинов. Однако и другие направления работы также сохранились. Мы по-прежнему участвуем во всех значимых выставках, печатаем презентационную продукцию, ведём обучающие семинары по монтажу и проектированию. Если вы хотите упрочить свои позиции на рынке, то надо оставаться лицом к потребителю, а не уходить в тень.

Оригинальная статья на btest.ru

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

LG SIGNATURE стал партнером конкурса PinWin
12 сентября 2017
Новости

LG SIGNATURE стал партнером конкурса PinWin

Москва, 4 сентября, 2017 года. — Новый премиальный бренд LG SIGNATURE и уникальная онлайн площадка для проведения конкурсов PinWin.ru предлагают дизайнерам создать проекты квартир и загородных домов с интеграцией в них продукции LG SIGNATURE.

Обзор газового котла Ariston Egis Plus 24 FF
17 января 2013
Обзоры

Обзор газового котла Ariston Egis Plus 24 FF

Достоинства: набор возможностей, дизайн. Недостатки: не обнаружены. Прибор при большой мощности обладает компактными размерами и привлекательным дизайном. Благодаря наличию двух теплообменников — основного из меди и теплообменника ГВС из нержавеющей стали, — котел можно использовать не только для отопления помещения, но и для нагрева воды. Модель защищена от замерзания, она может работать при низкой уличной температуре (до –52 °С), пониженном давлении газа (до 5 мбар), низком давлении воды и перепадах напряжения электросети.

Все под рукой. Dremel подскажет идеальное решение
21 июля 2016
Советы

Все под рукой. Dremel подскажет идеальное решение

Во время просмотра любимого фильма или футбольного матча так не хочется идти на кухню за чашкой чая или искать зазвонивший телефон. Dremel подскажет идеальное решение. Смартфон, планшет, органайзер, ароматный кофе легко поместятся на компактном приставном к дивану столике. А в его карманчиках можно разместить пульт от техники или свежий номер газеты.

Компания AEG представила новую концепцию бренда в рамках крупнейшей международной выставки бытовой техники и электроники IFA
5 сентября 2016
Новости

Компания AEG представила новую концепцию бренда в рамках крупнейшей международной выставки бытовой техники и электроники IFA

На выставке IFA 2016, AEG представила тотальную перезагрузку бренда — теперь в его основе лежит целостная стратегия инноваций, реализованных через концепты интерактивного интерфейса как в категории кухонной техники для приготовления, а также в категории продуктов для стирки и сушки, меняя весь наш предыдущий опыт на кардинально новый подход по уходу за тканями.

Новое поколение аккумуляторных шуруповертов Bosch для профессионального использования
23 февраля 2017
Новости

Новое поколение аккумуляторных шуруповертов Bosch для профессионального использования

Bosch выпускает новое поколение аккумуляторных шуруповертов, 14,4 и 18 В, и предлагает профессионалам три модели, предназначенные не только для точного завинчивания и сверления, но и для работ, требующих функции ударного сверления. Наряду с аккумуляторными дрелями-шуруповертами GSR 140-LI Professional и GSR 180-LI Professional, которые пришли на смену предыдущим моделям GSR 1440-LI Professional и GSR 1800-LI Professional, в ассортимент также вошла аккумуляторная ударная дрель-шуруповерт GSB 180-LI Professional.

«М.Видео» собирает батарейки
2 ноября 2018
Новости

«М.Видео» собирает батарейки

Группа «М.Видео-Эльдорадо» (MOEX: MVID объявила о том, что начинает сбор батареек при поддержке Duracell и завода «Мегаполисресурс». С начала ноября жители Москвы могут сдать батарейки в 72 магазинах «М.Видео». В 2019 году проект будет развернут почти во всех городах присутствия обеих сетей - «М.Видео» и «Эльдорадо». Таким образом, в следующем году федеральная сеть сбора батареек пополнится 500 точками.

Электрическое биде Panasonic — концепция чистоты 21 века
11 июля 2013
Новости

Электрическое биде Panasonic — концепция чистоты 21 века

Москва, Россия — Компания Panasonic представила в России инновационный продукт — электрическую крышку-биде, новый шаг в эволюции чистоты и комфорта. Несомненно, что в ближайшее время электрическое биде станет неотъемлемой частью любой современной ванной комнаты.

ELCO запускает новый конденсационный котел
15 июня 2017
Новости

ELCO запускает новый конденсационный котел

Одним из главных событий на рынке конденсационного оборудования стало появление нового котла Thision L Eco под брендом ELCO, позиционируемого производителем как «вершина инженерной мысли». Его презентация состоялась в рамках международной специализированной выставки «Акватерм».

Впервые в России: Viessmann выводит на рынок энергоэффективный электрический котёл Vitotron
12 ноября 2019
Новости

Впервые в России: Viessmann выводит на рынок энергоэффективный электрический котёл Vitotron

В ноябре 2019 г. компания Viessmann, лидер инноваций в области отопления, впервые в России представила новый тип теплогенератора под собственной торговой маркой – электрический отопительный одноконтурный котёл Vitotron с КПД 99,4 %, с широкими возможностями управления, настройки и экономии в эксплуатации.

ОБИ: новогодние подарки для новогоднего настроения
20 декабря 2018
Новости

ОБИ: новогодние подарки для новогоднего настроения

Компания ОБИ исследовала предновогодние ожидания покупателей товаров для ремонта, строительства и сада.