Фигура в интерьере



В коридоре

Получив образование и начав свою творческую судьбу в Германии, Настя Хорошилова причастна феномену, который критики удачно определили как «постдиаспора». Речь идет о художниках, которые, профессионально сложившись и работая за границей, чувствуют себя органичной частью интернациональной сцены и не причисляют себя к эмигрантам. В то же самое время они не мнят себя космополитами и не тяготятся своей русской идентичности.

Более того, их творчество становится одним из путей конструирования этой идентичности. Для русской культуры миновавшего века, неумолимо ставившей интеллектуалов перед выбором между жизнью в метрополии или статусом эмигранта, подобная целостная и одновременно комплексная идентичность внове.

От постдиаспоры у Насти Хорошиловой обостренный персонализм. Для нее, как и для всех других представителей этого негласного сообщества, привыкших к миграциям, к отсутствию прочной укорененности, главная точка опоры — это они сами. Поэтому в ранних работах Хорошиловой речь идет о том, что она хорошо знает, что ею самой лично пережито. Ее первые фотографические серии о мире общежитий и интернатов, о существовании, обживающем казенный интерьер, т.е. о том, что ей знакомо по ее «годам странствий». Творчество для нее — это форма самоанализа, рефлексии ее собственного социального опыта. Все это не привычно для традиционного русского художника, мессиански понимавшего свою роль и привыкшего говорить от имени социальных общностей или инстанций «метафизических».



Алена

Не привычен для русского художественного восприятия и отстраненный объективизм работ Хорошиловой. Нет в них и намека на разоблачительный пафос, как нет в нем и самодовлеющего эстетизма, что в миновавшие годы было альтернативой социально-критической позиции. Предметом микроанализа в ее работах оказывается система внутренних социально-психологических связей между человеком и его окружением, она показывает личность в ее встроенности в определенный предметно-пространственный уклад, т.е. то, что социологи называют «хабитус».

Содержательный план ее высказывания исчерпывается тем, что изображено на фотоотпечатке, и не больше. Мы не должны сводить мотивы ее произведений к некой повествовательной канве или выискивать их скрытый символизм, как и не должны усматривать в композиционно-пластическом строе ее произведений нечто большее, чем просто оптимальное предъявление факта.



Сестра

Характерно, что персонажи на фотографиях не «схвачены врасплох», а позируют пред объективом. Причем их позы лишены какой-либо навязанной драматургии, они не выпадают из зафиксированного на фотографии строя повседневности, хабитуса. Это переходящая из отпечатка в отпечаток мизансцена спокойного предстояния перед камерой — не формальный мотив, а составная метода и этических установок молодого фотографа. Каждый снимок — это не только художественное событие, но и предшествующее ему событие человеческое — встреча, диалог, породившие в результате доверие модели художнику. Так стремление к объективности предъявляемого результата толкает Хорошилову на честное выявление своего соприсутствия в запечатленном факте. Подобно тому, как профессиональная этика социолога требует от него выявлять применяемые им в исследовании методы: описание социального факта будет признано объективным, только если будет предъявлена субъективность исследователя.



В коридоре

Большая часть последних работ Хорошиловой создана в России: их появление есть результат специальных поездок, почти исследовательских экспедиций. И это естественно — проблематичность ее отношений с Россией пробуждает в ней желание увидеть страну, причастность к которой она стремится в себе закрепить. При этом взгляд ее на русскую жизнь свободен от любых предубеждений и априорных суждений. А именно этого можно ждать от иностранца или от укорененного русского. Она же не есть ни то, ни другое, а потому свободна от рекламных клише и культурных стереотипов, от сантиментов и ностальгических идеологем. Она не оплакивает «Россию, которую мы потеряли» и не выискивает на периферии нравственных основ русской жизни. Она не высматривает здесь «мерзость запустения», как и не выискивает признаки «новой жизни». Открывая для себя русскую глубинку, она вообще ничего определенного от нее не ждет и не стремится найти: она ее просто хочет увидеть — увидеть и запечатлеть, как она есть.

В работе Насти Хорошиловой есть некоторая неторопливость и обстоятельность, желание избежать поспешного шага. Но это отнюдь не робость молодого художника, а стремление вдумчиво освоить и рассмотреть во всех деталях открывшийся ей феномен — феномен реальности. И в этом стремлении она совершенно права, ведь этот феномен — открытие уникальное и беспрецедентное. Так постидеологическое поколение открывает для себя то, что ранее скрывалось за риторикой власти, с одной стороны, и контркультуры, с другой, т.е. идеологией во всех ее ипостасях.

Анастасия Хорошилова



Мария Ивановна

1978 — родилась в Москве

c 1997 — член «Союза Фотохудожников России»

1999-2004 — учеба в университете Дуйсбурга-Эссена в Германии (Universitat Duisburg-Essen) на факультете дизайна (Kommunikationsdesign), специализация — документальная фотография (Dokumentarfotografie / Prof. Jorg Sasse), теория и история фотографии (Theorie und Geschichte der Fotografie, Prof. Dr. Herta Wolf), защитила диплом с отличием

Персональние выставки

2004 • «ISLANDERS», галерея Ernst Hilger, Mezzanin, Вена, Австрия

2005 • «Bezhin Lug», Galerie Conde, Гете-Институт, Париж, Франция

• «Bezhin Lug», галерея Hilger Contemporary, Вена, Австрия

Участие в выставках

1996 • «Новый Алфавит» в рамках 1-й Международной Фотобиеннале в Москве

1997 • «Женщины-фотографы», Смоленск

2004 • «Passage l’Europe», Сент-Этьен (St-Etienne), Франция

• «Das Fotografische Portrait» — Фотографический Форум, Кёльн, Германия (Forum fur Fotografie, Koln)

• «Identity» в рамках 4-й Международной Фотобиеннале в Москве

2005 • «No Comment» в рамках 1-й Международной Биеннале современного Искусства в Москве

• галерея Corkin Shopland, Tоронто

• «Zwischenraum» — городской музей «Stadtmuseum Hofheim am Taunus», Hofheim am Taunus, Германия

• галерея Fucares, Мадрид

Публикации

2005 • «EIKON» — international magazine for photography and media art номер 50 (юбилейный) / 2005



Вячеслав и Максим


Володя

Комментарии

Пока нет. Хотите стать первым?

Похожие статьи

Cosina прекращает выпуск объективов серии Zeiss SLR Classic
15 декабря 2017
Новости

Cosina прекращает выпуск объективов серии Zeiss SLR Classic

Японская компания Cosina официально объявила о прекращении выпуска сменных объективов серии Zeiss SLR Classic. В список попали следющие модели: Zeiss Distagon T*15mm F2.8, Distagon T*18mm F3.5, Distagon T*25mm F2, Distagon T*28mm F2 и Distagon T*35 F1.4, а также Zeiss APO-Sonnar T*135 мм F2.

Panasonic представил на IFA 2015 прототип аналогового проигрывателя для виниловых пластинок с технологией прямого привода Direct Drive
8 сентября 2015
Новости

Panasonic представил на IFA 2015 прототип аналогового проигрывателя для виниловых пластинок с технологией прямого привода Direct Drive

Берлин, Германия — Корпорация Panasonic представила на международной выставке IFA 2015 в Берлине прототип аналогового проигрывателя для виниловых пластинок с новой технологией прямого привода Direct Drive. Серийная модель проигрывателя Technics должна появиться на рынке уже в 2016 году.

В зоне холода. Как фотографировать зимой?
22 февраля 2018
Советы

В зоне холода. Как фотографировать зимой?

Каждое время года требует от фотографа разных навыков и разного подхода к съемке. И самой требовательной в этом плане можно считать зиму. Зимой надо не просто уметь искать сюжеты в снежном безмолвии, но еще и подготовиться к съемке так, чтобы не околеть среди сугробов и не погубить технику. Звучит сложновато? Не то слово. Но раз уж зима занимает даже в средней полосе время с ноября по апрель (а иногда и по июнь), то вычеркнуть ее из своего съемочного графика - значит лишить себя съемки на полгода, да еще и упустить кучу всего интересного. Так что давайте разбираться, как и что нужно снимать зимой.

Компактный фотоаппарат Nikon COOLPIX S800c не только снимает, но и может зависать в сети
23 августа 2012
Новости

Компактный фотоаппарат Nikon COOLPIX S800c не только снимает, но и может зависать в сети

22 августа 2012 г. Сегодня компания Nikon пополнила модельный ряд COOLPIX красочной моделью COOLPIX S6400 — стильной фотокамерой с серьезным зумом, которая превращает съемку друзей и родных в сплошное удовольствие. Сверхтонкая фотокамера COOLPIX S6400 позволяет сделать каждый снимок и каждый видеоролик еще более красочными. Она оснащена сенсорным дисплеем размером 7,5 см (3,0 дюйма), отлично подходящим для просмотра и художественного редактирования фотографий.

Акустическая система 2.0 SVEN STREAM MEGA R: два — ноль в мою пользу.
18 сентября 2014
Обзоры

Акустическая система 2.0 SVEN STREAM MEGA R: два — ноль в мою пользу.

Когда я сдавал в редакцию колонки Sven SPS-619 GOLD, заметил у шефа кучу коробок с акустикой Свен. В этой куче были мониторы приличных размеров. И мне в голову пришла шальная мысль — сравнить мой любимый Technics с этой акустикой, тем более что по габаритам они эквивалентны. Ведь мы, меломаны, так устроены — долго выбираем, но, после покупки, ничего нового не воспринимаем. Вот и у меня так получилось — у меня стереосистема фирмы, которой уже нет, а я даже не слушаю новинки. Шеф меня понял и сказал — выбирай! Я схватил первый попавшийся ящик приличных размеров. Дома, при детальном рассмотрении, это оказалась акустика от Sven, STREAM MEGA R.

Практика Антона Агаркова. Съемка архитектуры
30 ноября 2018
Советы

Практика Антона Агаркова. Съемка архитектуры

Среда обитания - основа нашей жизни. То, где мы живем, очень сильно определяет наше сознание. Может быть, именно поэтому архитектура является важной частью любого travel-репортажа. И сегодня мы с вами обсудим, как красиво и интересно снять архитектуру.

ZTE выпускает 6-дюймовый фаблет AXON MAX
21 декабря 2015
Новости

ZTE выпускает 6-дюймовый фаблет AXON MAX

21 декабря, Москва — ZTE Mobile Devices, подразделение ZTE, ведущего мирового производителя мобильных устройств, представляет AXON MAX — новейшую модель в линейке флагманских смартфонов AXON.

Новый MultiPhone 7600 DUO от Prestigio — большой экран, большие возможности!
18 марта 2014
Новости

Новый MultiPhone 7600 DUO от Prestigio — большой экран, большие возможности!

13 марта 2014 г. — Европейский бренд Prestigio представил свой первый смартфон в категории «планшетофон». MultiPhone 7600 DUO с 6-ти дюймовым OGS-экраном, 13-мегапиксельной камерой и NFC-чипом создан специально для любителей высоких скоростей, больших форматов и качественных фотографий. MultiPhone 7600 DUO — отличный вариант для тех пользователей, которые хотели бы соединить достоинства смартфона и планшета в одном устройстве. Несмотря на достаточно широкий экран — 6 дюймов (15,2 см), телефон удобен в обращении и легко помещается в ладони, благодаря ультратонкому корпусу, толщина которого всего 8,4 мм.

Телефон Fly Ezzy 4 — удобный и надежный!
29 октября 2012
Новости

Телефон Fly Ezzy 4 — удобный и надежный!

Представляем Вашему вниманию FlyEzzy 4 — новинку в линейке телефонов с большими кнопками, которые стали отличным решением не только для пожилых людей и людей со слабым зрением, но и для всех, кому нужен простой мобильник, удобный в использовании.

HUAWEI представляет смартфон HUAWEI P Smart Z в России
3 июня 2019
Новости

HUAWEI представляет смартфон HUAWEI P Smart Z в России

Компания HUAWEI сообщает о начале продаж в России нового смартфона HUAWEI P Smart Z. Новинка получила безрамочный FHD экран с диагональю 6,59 дюйма, выдвигающуюся фронтальную камеру, режим защиты зрения, современную многофункциональную основную камеру и эргономичный корпус, выполненный из композитного материала.